Шестеро пациентов заболели после пересадки кишечных бактерий. Двое из них вылечились на дому, еще двое — в стационаре. Двое скончались, однако до сих пор неясно, стоит ли связывать их гибель с последствиями трансплантации. Причиной болезни называют патогенные штаммы кишечной палочки. Теперь образцы донорского стула будут проверять и на них тоже. Об этом сообщает пресс-релиз на сайте банка донорского стула Open Biome.
Фекальная трансплантация считается перспективным средством для борьбы с целым спектром заболеваний, от ожирения до аутизма. Несмотря на то, что применение официально одобрено только в случае некоторых кишечных инфекций, метод активно используют в ходе множества клинических исследований. Тем не менее, эта процедура, как и любая другая, связана с некоторыми рисками. Когда человек получает чужие кишечные бактерии, его организм, как правило, ослаблен. И если среди донорских микробов окажется какой-нибудь патогенный штамм, он получает шанс размножиться и захватить организм пациента.
О двух таких случаях врачи сообщили летом 2019 года: после пересадки пациенты заразились кишечной палочкой, устойчивой ко множеству антибиотиков. Одного из них спасти не удалось. Это произошло потому, что образец донорского стула, который получил погибший пациент, никто не проверял на устойчивость к антибиотикам. Распоряжение FDA, которое обязывало проводить такую проверку, появилось после того, как этот образец был отобран и заморожен.
Теперь врачи сообщили о новых побочных эффектах от пересадки кишечной микробиоты. Два пациента с ослабленным иммунитетом получили микробиоту от разных доноров для борьбы с клостридиальной кишечной инфекцией. Вскоре у одного из них развилась диарея, второй оказался в больнице по другим причинам, но у обоих в стуле обнаружили энтеропатогенный штамм кишечной палочки. Известно, что некоторые люди могут носить его бессимптомно, а у других развивается расстройство кишечника, которое проходит через несколько дней. Обоих пациентов вскоре выписали из больницы, но образцы пересаженных им бактерий были уничтожены.
Еще четверо пациентов также страдали клостридиальной инфекцией и получили микробиоту от одного и того же донора. Впоследствии у них обнаружили штаммы кишечной палочки, которые выделяют шига-подобный токсин (похожий на тот, который выделяет бактерия шигелла, возбудитель дизентерии). При размножении этого штамма в кишечнике пациент может испытывать боль, жар, тошноту и диарею. Двое из заразившихся пациентов лечились дома, еще двое — в стационаре, и все выздоровели.
Позже поступили сообщения о том, что еще двое пациентов, которые получили пересадку бактерий от того же донора, скончались. Однако до сих пор неизвестно, связана ли их гибель с трансплантацией. Один из них страдал хронической болезнью сердца, а в стуле другого не удалось обнаружить патогенный штамм кишечной палочки.
Все образцы стула, которые получали эти пациенты, хранились в биобанке OpenBiome. Как рассказал представитель биобанка порталу STAT, банк уже отправил около 55 тысяч образцов для проведения клинических исследований. Это первый случай жалоб на побочные эффекты, что показывает, что вероятность их развития крайне мала. Тем не менее, FDA выпустило предупреждение о возможных рисках фекальных трансплантаций, а OpenBiome усилил процедуру тестирования донорского стула на патогены. Предыдущая методика не позволяла выявить штамм, производящий шига-токсин, а на энтеропатогенный штамм образцы вообще не проверяли.
От редактора
Не стоит думать, что побочные эффекты и, возможно, гибель пациентов связана с небрежным тестированием. Дело в том, что кишечный микробиом человека состоит из множества видов бактерий со своими особенностями. Проверить все их на безопасность невозможно. Кроме того, заранее сложно предсказать, как тот или иной штамм поведет себя в ослабленном организме, и какая инфекция окажется смертельной на фоне сопутствующих заболеваний пациента. Потому и получается, что каждый несчастный случай служит поводом для того, чтобы сделать строже процедуру отбора донорских образцов.
Эксперименты на животных показывают, что у фекальных трансплантаций есть еще множество потенциальных применений. В отдельных испытаниях они сделали мышей сильнее, продлили им жизнь и заставили делиться нейроны в их мозге, а также снизили тревожность у крыс после травмы спинного мозга. Тем временем, на людях уже применяют другой вариант переноса микробиоты — из влагалища.
Полина Лосева
А также за работы в области квантовой теории поля и дифференциальной геометрии
Организационный комитет премии Breakthrough Prize огласил имена лауреатов во всех номинациях. Как сообщается на сайте премии, в этом году премию в области наук о жизни получили ученые, которые совершили прорыв в разработке лекарственной терапии рака, муковисцидоза, а также открыли биохимическую основу болезни Паркинсона. Премия за прорыв в области фундаментальной физики присуждена за работы по квантовой теории поля, а в области математики — за ряд знаменательных изменений в дифференциальной геометрии.