Польские ученые помогли вернуться в свое гнездо муравьям, упавшим в подземный заброшенный бункер через вентиляцию. Авторы исследования, опубликованного в Journal of Hymenoptera Research, вкопали в муравейник, построенный упавшими в бункер муравьями, конструкцию из досок, по которой насекомые смогли вернуться в родное гнездо. Также ученые выяснили, что муравьи в условиях отсутствия пищи питались трупами сородичей.
Войцех Чеховский из (Wojciech Czechowsk) и его коллеги из Польши и Финляндии изначально наблюдали за летучими мышами, обитающими в бункере «Специальный объект 3003 Темплево», который использовался для хранения ядерного оружия с конца 60-х до начала 90-х годов. В 2013 году зоологи обнаружили в одной из комнат бункера странную колонию малых лесных муравьев (Formica polyctena). Оказалось, что это рабочие муравьи, упавшие в трубу вентиляции с поверхности — прямо над бункером под корнями дерева исследователи обнаружили муравейник.
За три года наблюдений (2013–2016 годы) подземная колония не только не вымерла, но даже выросла — естественный прирост от падающих из трубы муравьев превышал темпы смертности. Несмотря на отсутствие матки и потомства, колония выросла до миллиона особей, муравьи продолжали следить за порядком в муравейнике и не запечатывали ходы даже на зиму. Рядом с гнездом в бункере ученые обнаружили кладбище из двух миллионов особей, из чего сделали вывод, что муравьи без пищи постоянно умирают.
Теперь эта же группа исследователей опубликовала новую статью, в которой ученые рассказали, что муравьи на самом деле употребляли в пищу своих погибших сородичей. Тщательно изучив трупы с кладбища муравьев, авторы обнаружили, что у многих из них выедено брюшко и есть следы укусов. Они отмечают, что у F.polyctena и в природе встречается поедание сородичей, особенно после «муравьиных войн» за территории разных муравейников. Однако то, что муравьи начали поедать сородичей в бункере, показывает, по мнению авторов, высокую гибкость вида и способность приспосабливаться даже к самым необычным условиям.
Также ученые решили провести своеобразную спасательную операцию — на эту мысль их натолкнула деревянная планка, прислоненная к стене. Муравьи поднимались по планке, переходили на стену, однако на потолке рассеивались, не доходя до трубы, и возвращались вниз. Сначала исследователи собрали тестовую группу переселенцев из 100 особей и выпустили их в окрестностях родного гнезда на поверхности.
Убедившись, что обитатели муравейника не проявляют враждебности к муравьям из бункера, ученые в сентябре 2016 года вкопали в подземное гнездо трехметровую «лестницу» из дощечек, которая верхней частью касается трубы вентиляции изнутри, благодаря чему муравьи могли выйти на поверхность.
К февралю 2017 году, вернувшись в бункер для наблюдения за летучими мышами, исследователи обнаружили, что подземный муравейник заброшен и видны лишь несколько особей возле основания «лестницы». Авторы считают, что подземная колония в полном составе вернулась в родной муравейник на поверхность, а одиночные муравьи, хотя и продолжают падать в бункер, легко возвращаются домой.
Муравьи нередко удивляют ученых своим поведением: они помещают себя в карантин для общего блага, уживаются двумя видами с разным «темпераментом» в одном гнезде, а также строят экономически выгодные живые мосты. Проверить свой уровень «муравьиных» знаний можно в нашем тесте «Жук в муравейнике».
Николай Воронцов
У нее были проблемы с ходьбой
В Будапештском зоопарке впервые применили терапию стволовыми клетками для лечения остеоартроза у нечеловеческого примата. Горилла Лизель в последнее время испытывала трудности при ходьбе — она не опиралась на левую ногу. Ветеринары и хирурги-ортопеды провели всестороннюю диагностику поражений суставов Лизель и ввели мезенхимальные стволовые клетки в тазобедренный и коленный суставы левой ноги. Новость об этом опубликована на сайте Шеффилдского университета. Мезенхимальные стволовые клетки, использованные для лечения Лизель, были выделены из кусочка жировой ткани молодой самки гориллы. Команда ученых очистила и культивировала эти клетки, чтобы получить суспензию из клеток, которую можно было хранить в глубокой заморозке до начала лечения. Сотрудники зоопарка наблюдают за состоянием Лизель и намерены в скором времени огласить результаты такого лечения.