Специалисты ESA доработали парашютную систему для «ЭкзоМарса-2020», испытания которой два раза закачивались неудачей. Были заменены парашютные сумки и укладки. Также Eвропейское космическое агентство запросило поддержку у NASA, так как у агенства есть опыт в проведении высадок аппаратов на Красную планету, сообщается на сайте ESA.
Начало второго этапа российско-европейской программы «ЭкзоМарс» запланировано в период с 26 июля по 11 августа 2020 года. В рамках нового этапа перелетный модуль должен доставить к Красной планете десантный модуль, который высадит на ее поверхность в марте 2021 года автономную научную станцию «Казачок» и марсоход «Розалинд Франклин». В качестве места посадки было рекомендовано выбрать плато Оксия в северном полушарии Марса.
Сейчас специалисты ведут работы по тестированию парашютной системы. В начале этого года было продемонстрировано успешное раскрытие 35-метрового купола основного парашюта, который является самым крупным из всех, созданных для работы на Марсе, а вскоре были проведены испытания всей последовательности работы парашютной системы — на ткани куполов двух основных парашютов были найдены разрывы. Повторные испытания также закончились повреждением ткани основного парашюта, что привело к крушению макета десантного модуля.
Тщательный анализ причин крушения позволил инженерам понять, как необходимо доработать парашютную систему. В частности, были заменены сумки для парашютов и укладки. Конструкция самих парашютов пока не изменялась. ESA также запросило поддержку у NASA, так как у агентства есть опыт в проведении высадок аппаратов на Красную планету. В частности, NASA даст возможность провести в своих лабораториях несколько испытаний на развертывание парашютов из сумок. Ожидается, что новый высотный тест парашютной системы состоится в период с января по май 2020 года на полигоне в Орегоне. Финальные проверки парашютов состоятся в конце апреля, тогда же должна завершиться укладка всей системы в десантный модуль. Однако, если возникнут трудности, парашюты будут уложены в полетной конфигурации в мае, во время работ на стартовой площадке космодрома Байконур, откуда должна стартовать ракета-носитель «Протон», которая будет выводить перелетный модуль в космос.
О трудностях успешной посадки на Марс и тех неудачах, которые постигали многие из аппаратов, стремившихся это сделать, читайте в нашем материале «9:8 в пользу марсиан».
Александр Войтюк
Это второй подобный аппарат для компании ispace
Японская частная космическая компания ispace завершила расследование причин крушения модуля Resilience во время высадки на Луну в начале июня. Инженеры подтвердили идею о том, что аппарат на финальном этапе спуска к поверхности Луны не успел эффективно затормозить из-за задержки в получении данных от лазерного дальномера, который стал поставлять данные лишь после того, как высота стала меньше 900 метров. Эта аномалия не обнаруживалась на других этапах снижения или во время предпусковых проверок, не связана со сбоем программного обеспечения и могла возникнуть из-за уменьшенной мощности лазерного пучка или потока отраженного от поверхности Луны лазерного излучения. По словам представителей компании, авария не повлияет на сроки запуска еще двух подобных модулей к Луне, а их навигационные системы будут доработаны.