Специалисты ESA доработали парашютную систему для «ЭкзоМарса-2020», испытания которой два раза закачивались неудачей. Были заменены парашютные сумки и укладки. Также Eвропейское космическое агентство запросило поддержку у NASA, так как у агенства есть опыт в проведении высадок аппаратов на Красную планету, сообщается на сайте ESA.
Начало второго этапа российско-европейской программы «ЭкзоМарс» запланировано в период с 26 июля по 11 августа 2020 года. В рамках нового этапа перелетный модуль должен доставить к Красной планете десантный модуль, который высадит на ее поверхность в марте 2021 года автономную научную станцию «Казачок» и марсоход «Розалинд Франклин». В качестве места посадки было рекомендовано выбрать плато Оксия в северном полушарии Марса.
Сейчас специалисты ведут работы по тестированию парашютной системы. В начале этого года было продемонстрировано успешное раскрытие 35-метрового купола основного парашюта, который является самым крупным из всех, созданных для работы на Марсе, а вскоре были проведены испытания всей последовательности работы парашютной системы — на ткани куполов двух основных парашютов были найдены разрывы. Повторные испытания также закончились повреждением ткани основного парашюта, что привело к крушению макета десантного модуля.
Тщательный анализ причин крушения позволил инженерам понять, как необходимо доработать парашютную систему. В частности, были заменены сумки для парашютов и укладки. Конструкция самих парашютов пока не изменялась. ESA также запросило поддержку у NASA, так как у агентства есть опыт в проведении высадок аппаратов на Красную планету. В частности, NASA даст возможность провести в своих лабораториях несколько испытаний на развертывание парашютов из сумок. Ожидается, что новый высотный тест парашютной системы состоится в период с января по май 2020 года на полигоне в Орегоне. Финальные проверки парашютов состоятся в конце апреля, тогда же должна завершиться укладка всей системы в десантный модуль. Однако, если возникнут трудности, парашюты будут уложены в полетной конфигурации в мае, во время работ на стартовой площадке космодрома Байконур, откуда должна стартовать ракета-носитель «Протон», которая будет выводить перелетный модуль в космос.
О трудностях успешной посадки на Марс и тех неудачах, которые постигали многие из аппаратов, стремившихся это сделать, читайте в нашем материале «9:8 в пользу марсиан».
Александр Войтюк
Сверху на ускоритель установили переходный отсек с теплозащитным экраном
SpaceX показала модернизированный ускоритель Super Heavy B9 с установленным на его вершине переходным отсеком, который предназначен для расстыковки ступеней по «горячей» схеме, сообщает издание space.com. Компания продолжает подготовку ко второму испытательному запуску ракеты Starship, точная дата которого пока еще не определена. Первый испытательный полет, в котором двухступенчатая система Starship, состоящая из прототипов ускорителя Super Heavy B7 и корабля Starship S24, достигла высоты 39 километров, состоялся 20 апреля 2023 года. Стартовав с площадки космодрома Starbase в штате Техас, ракета начала набирать высоту, несмотря на последовательное отключение нескольких двигателей из 33 установленных на ускорителе. Однако к моменту разделения ступеней началось неконтролируемое вращение и Starship был подорван системой прекращения полета (подробнее об этом запуске можно прочитать в материале «Она рванула»). После анализа собранных во время первого полета данных инженеры SpaceX решили изменить схему расстыковки первой и второй ступеней, изменив ее на «горячую». Это означает, что двигатели корабля Starship включатся, когда он будет еще находиться на ускорителе. Поэтому для защиты на вершину Super Heavy установили дополнительный небольшой переходный отсек с тепловым экраном и множеством сквозных отверстий по периметру — через них будет осуществляться газоотведение от включившихся двигателей корабля. Фотографии переходного отсека, установленного на вершину ускорителя B9, были недавно опубликованы в twitter-аккаунте компании. Кроме этого, по словам главного инженера SpaceX в конструкцию нового прототипа ускорителя было внесено более 1000 изменений по сравнению с предыдущей версией. Изменениям подвергся и стартовый стол, серьезно пострадавший во время первого запуска — тогда под ним образовался глубокий кратер. Чтобы предотвратить подобное в будущем, под стартовым столом установили стальную плиту со множеством отверстий, через которые во время запуска распыляется большое количество воды. Работа водяной системы напоминает направленный вверх душ. После предварительного тестирования ее впервые задействовали во время огневого испытания двигателей первой ступени 6 августа. Дата второго полета, в котором помимо ускорителя B9 примет участие прототип корабля Starship S25, пока не известна. Помимо технической готовности, SpaceX необходимо будет еще получить разрешение государственного регулятора, которому компания недавно передала заключительный отчет о первом испытании. Тем временем российская автоматическая станция «Луна-25», стартовавшая с космодрома Восточный 11 августа, успешно вышла на окололунную орбиту и прислала первый снимок лунной поверхности. Однако затем она не смогла выполнить маневр перехода на предпосадочную окололунную орбиту. На орбите Луны также находится индийская станция «Чандраян-3», от которой недавно отделился спускаемый лунный модуль. Оба аппарата в скором времени должны совершить посадку в южном приполярном регионе Луны.