Первую межзвездную комету назвали 2I/Борисова

Международный астрономический союз утвердил официальное название для первой межзвездной кометы, которую в августе этого года обнаружил крымский астроном Геннадий Борисов. Теперь за объектом закреплено имя 2I/Борисова, которое отражает внесолнечное происхождение, а также второй порядковый номер в группе таких тел после Оумуамуа.

В Солнечную систему помимо звезды и планет входит множество малых тел, таких как астероиды и кометы. Астероиды — это каменистые или металлические тела, которые преимущественно находятся в главном поясе, расположенном между орбитами Марса и Юпитера, и движутся по близким к круговым орбитам. В состав комет входят значительные количества замороженных газов, а их орбиты часто очень вытянуты, что считают указанием на существование обширного облака Оорта на окраинах нашей системы.

Орбиты космических тел позволяют разделить их на связанные с Солнцем и прибывшие извне. Для этого используется параметр под названием эксцентриситет, который характеризует вытянутость траекторий: если он меньше единицы, то орбита замкнута (круг или эллипс), если равно или больше, то разомкнута (парабола или гипербола). Обычно орбитальные параметры определяются с заметными ошибками, поэтому только значительно превышающий единицу эксцентриситет считается доказательством внесолнечного происхождения.

За всю историю астрономических наблюдений лишь два относительно крупных объекта были отождествлены как прибывшие из других частей Галактики, хотя присутствие мелких пылинок из межзвездного пространства между планетами Солнечной системы доказано.

Первым телом стал открытый в 2017 году объект Оумуамуа. О его точной природе ученые спорят до сих пор, так как он проявлял свойства как астероидов, так и комет. Его официальное наименование — 1I/Оумуамуа: I/ означает внесолнечное происхождение, а цифра 1 — первый порядковый номер в списке объектов этого класса.

30 августа астроном Геннадий Борисов, сотрудник Крымской астрофизической обсерватории, опубликовал данные наблюдений за новым телом, из которых следовало чрезвычайно большое значение эксцентриситета 3,07. После подтверждения обнаружения другими обсерваториями, что исключило вероятность ошибки наблюдений и интерпретаций, открытие было официально установлено. Так как объект внешне был похож на комету, он автоматически получил наименование C/2019 Q4 (Borisov).

На сегодняшний день орбита этой кометы известна достаточно точно и однозначно говорит о внесолнечном происхождении, что делает ее вторым известным телом с подобной траекторией. Это позволило Международному астрономическому союзу официально утвердить новое название для объекта — 2I/Борисова. В этом случае была использована традиция наименования комет по их первооткрывателям.

Комета 2I/Борисова будет проходить перигелий (ближайшую к Солнцу точку траектории) 7 декабря 2019 года. В этот момент между кометой и звездой будет около двух астрономических единиц, и примерно столько же будет отделять ее от Земли. Ожидается, что в декабре и январе она будет ярким объектом в небе Южного полушария: астрономы ожидают близкого прохождения объекта, что позволит в деталях его рассмотреть. Также траектория кометы в этом смысле лучше, чем у 1I/Оумуамуа, поэтому ее можно будет дольше исследовать.

Ранее сообщалось, что астрономам удалось получить спектры первой межзвездной кометы — она оказалась похожа на кометы Солнечной системы. Мы также делали подробный материал о внесолнечных объектах, которые фиксируются астрономами в космосе, регистрируются межпланетными зондами или сгорают в земной атмосфере.

«Джеймс Уэбб» сфотографировал остаток сверхновой в Большом Магеллановом Облаке