Компания Virgin Orbit провела первые летные испытания самолета Cosmic Girl со сбросом ракеты-носителя LauncherOne, сообщается в твиттере компании. После отделения ракеты от подвесной системы под крылом самолета она упала на территории авиабазы ВВС США «Эдвардс».
Сегодня наиболее распространена схема запуска ракет-носителей с наземного космодрома или морской платформы. Однако существует также схема с запуском ракеты с самолета-носителя. Она имеет несколько преимуществ перед стартом с уровня моря. Во-первых, ракете не приходится проходить через самые низкие слои атмосферы, где она подвергается большой аэродинамической нагрузке, что вынуждает тратить большой объем топлива и упрочнять конструкцию ракеты. Во-вторых, эффективность ракетных двигателей сильно зависит от атмосферного давления, а при старте с большой высоты изменение давления в ходе полета не так велико.
Virgin Orbit использует для воздушного старта ракеты-носителя не специализированный самолет, а модифицированный пассажирский лайнер Boeing 747-400, называнный Cosmic Girl. На его левом крыле рядом с одним из двигателей установлен пилон для крепления ракеты. После взлета и выхода на высоту около десяти километров ракета отделяется от самолета, вскоре после этого запускает двигатель и начинает подъем.
Впервые самолет Cosmic Girl с массо-габаритным макетом ракеты LauncherOne поднялся в воздух в конце 2018 года. Тогда специалисты проверяли влияние подвешенной ракеты на управляемость самолета, а также оценивали работу компонентов подвесной системы и ее взаимодействие с бортовым оборудованием. Во время новых испытаний Virgin Orbit впервые сбросила ракету с самолета, чтобы оценить работоспособность подвеса во время сброса, а также поведение самолета и самой ракеты в первые секунды после разделения. Virgin Orbit не опубликовала запись испытаний, но показала, как они могли выглядеть.
Во время этих испытаний компания использовала не массо-габаритный макет, а полноценную ракету, заправленную водой и антифризом, имитирующими топливо. После сброса ракета упала на территории авиабазы ВВС США «Эдвардс». Virgin Orbit заявила, что экипаж Cosmic Girl и сопровождающего самолета доложили о штатном отделении ракеты. В дальнейшем специалисты компании будут анализировать данные с датчиков, установленных на ракете. Ожидается, что первый полноценный запуск LauncherOne с выходом на орбиту состоится до конца 2019 года.
LauncherOne представляет собой двухступенчатую ракету, способную выводить на солнечно-синхронную орбиту высотой 230 километров груз массой до 500 килограммов. В обеих ступенях применяются по одному жидкостному ракетному двигателю Newton собственной разработки, работающему на керосине и кислороде. Тяга двигателя первой ступени составляет 327 килоньютонов, а тяга двигателя второй ступени достигает 22 килоньютона.
Помимо Virgin Orbit схему с воздушным стартом давно использует Orbital ATK, поглощенная компанией Northrop Grumman в 2018 году. Компания применяет связку из трехрехступенчатой (существует четырехступенчатая модификация) ракеты Pegasus XL и модифицированного пассажирского лайнера Lockheed L-1011 TriStar. Ракета имеет сравнимую грузоподъемность и способна доставить на низкую околоземную орбиту груз массой 443 килограмма. Всего ракеты этого семейства совершили 43 полета, из которых 38 были успешными.
Кроме того, до недавнего времени с Virgin Orbit планировала конкурировать компания Stratolaunch Systems, создавшая для этого самолет с самым длинным крылом в мире. Однако вскоре после смерти основателя компании Пола Аллена проект подвергся изменениям. В начале года компания отказалась от разработки собственных ракет носителей в пользу Pegasus XL, а в июне стало известно о возможном закрытии компании, несмотря на то, что за полтора месяца до этого Stratolaunch успешно совершил первый полет.
Григорий Копиев
Он не выходил на связь больше года
Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) завершило миссию зонда «Акацуки», работавшего на орбите вокруг Венеры: 18 сентября 2025 года агентство прекратило попытки связаться c аппаратом. Он исследовал планету с декабря 2015 года, а в середине весны прошлого года связь с ним прервалась из-за продолжительной работы в режиме управления, не обеспечивающего высокой точности поддержания ориентации в пространстве.