Новостное агентство Reuters сообщило о грядущем закрытии компании Stratolaunch Systems, которая построила одноименный двухфюзеляжный самолет-носитель. Об этом на условиях анонимности рассказали агентству четыре человека, при этом официальный представитель компании коротко ответил Reuters, что компания на данный момент не намерена делать каких-либо заявлений и продолжит работать.
Stratolaunch Systems известна своим двухфюзеляжным самолетом-носителем Stratolaunch, размах его крыла составляет 117,3 метра (это самолет с самым длинным крылом в мире), а длина обоих фюзеляжей составляет 72,5 метра. Масса системы составляет 226,8 тонны, а максимальная взлетная масса — 589,7 тонны. Самолет позиционируется как система воздушного запуска ракет и космопланов. Предполагается, что самолет-носитель сможет поднимать в воздух до трех ракет Pegasus XL, что позволит удешевить запуски. В начале 2019 года самолет совершил серию скоростных пробежек, а первый (и пока что единственный) полет Stratolaunch состоялся совсем недавно, в апреле 2019 года.
Кроме двухфюзеляжного самолета Stratolaunch Systems также работала над собственными аппаратами для доставки грузов на орбиту. В планах компании было создание водородного двигателя PGA, ракет MLV и MLV Heavy, а также гиперзвуковых космопланов Hyper-A и Hyper-Z. Однако вскоре после смерти Пола Аллена, одного из основателей Stratolaunch Systems, компания решила отказаться от дальнейших разработок в этих областях.
Теперь агентство Reuters со ссылкой на анонимные источники, близкие к теме, сообщает, что компания отказалась от соперничества с традиционными аэрокосмическими компаниями и прекратит работу. Также источники агентства сообщили, что частная компания Vulcan, распоряжающаяся имуществом, принадлежавшим Полу Аллену, изучает вопрос возможной продажи имущества и интеллектуальной собственности Stratolaunch Systems.
Reuters не удалось связаться с Vulcan. Официальный представитель Stratolaunch Systems коротко ответил агентству, что компании «в данный момент нет никаких новостей или объявлений», при этом он отметил, что компания продолжит работать. Reuters также отмечает, что представитель Northrop Grumman, у дочерней компании которой есть контракт с Stratolaunch Systems на запуск ракеты Pegasus, отказался обсуждать эту тему.
От редактора
Двухфюзеляжный Stratolaunch пока что всего один раз поднимался в воздух, но даже если Stratolaunch Systems действительно прекратит существование, это не значит, что самолет больше не полетит. Схема с использованием самолета-носителя вполне рабочая — Virgin Galactic, например, использует самолет WhiteKnightTwo для запусков суборбитального космоплана SpaceShipTwo.
Stratolaunch Systems не единственная компания, планировавшая перейти на воздушный запуск орбитальных аппаратов. Virgin Orbit, например, планирует запускать ракету-носитель LauncherOne с модифицированного грузового самолета Boeing 747-400 (пока что состоялся только полет без запуска ракеты).
Николай Воронцов
Компания Volocopter провела первый полет прототипа аэротакси VoloConnect. Аппарат построен по гибридной схеме с винтами для вертикального взлета и посадки, а также крылом и двумя двигателями для эффективного горизонтального полета.