NASA успешно испытало систему аварийного спасения корабля Orion в полете

NASA впервые провело испытания системы аварийного спасения пилотируемого космического корабля Orion в полете. Во время испытаний корабль поднялся на высоту около десяти километров, после чего система аварийного спасения запустила двигатели и увела его от ракеты. Трансляция испытаний проходила на YouTube-канале NASA.

Orion — это пилотируемый космический корабль, разработанный NASA и ESA для запуска космонавтов на перспективной сверхтяжелой ракете SLS. Он состоит из обитаемой капсулы, рассчитанной на экипаж составом от четырех до шести человек, а также служебного модуля. Процесс создания корабля разделен между агентствами разных стран — обитаемую капсулу создает NASA, а за служебный модуль отвечает ESA, для чего были использованы наработки из проекта грузового корабля ATV. Модуль для первой лунной миссии Orion, назначенной на 2020 год, уже собран и в конце 2018 года был доставлен в США. Позднее, в 2024 году, корабль должен отправить первый экипаж на лунную орбитальную станцию Lunar Orbital Platform — Gateway. Подробнее о ней можно узнать в нашем материале «Промежуточная станция».

Одним из ключевых элементов практически любого пилотируемого космического корабля является система аварийного спасения. Она состоит из двигателей, способных быстро увести капсулу с экипажем от неисправной ракеты. Обычно испытания этой системы имитируют аварию на космодроме, при которой еще не запущенная капсула взлетает со стартовой площадки. Такие испытания Orion NASA провело в 2010 году. Кроме того, существует еще один формат испытаний, при котором система активируется уже в полете в момент максимального аэродинамического сопротивления. Такие испытания проводят не все разработчики. К примеру, для разрабатываемых пилотируемых кораблей SpaceX Crew Dragon и Boeing CST-100 Starliner NASA обязало провести лишь испытания с имитацией аварии на космодроме.

Для тестирования системы аварийного спасения Orion в полете NASA использовало не полноценную ракету, а специально собранный ускоритель на базе твердотопливного двигателя SR-118. Изначально двигатель применяли в первой ступени межконтинентальной баллистической ракеты Peacekeeper, а после снятия с вооружения на ее базе создали ракету-носитель Minotaur IV, в которой так же используется этот двигатель. Во время испытаний ускоритель примерно за минуту вывел капсулу Orion на высоту около десяти километров, после чего на скорости 1,3 Маха была активирована система аварийного спасения. Она успешно увела от ракеты капсулу, которая затем отделилась от обтекателя с системой аварийного спасения. Специалисты NASA решили не использовать парашюты для спасения капсулы после испытаний.

Системы аварийного спасения трижды применялись во время пилотируемых миссий и спасали экипаж. Последний случай произошел во время запуска космического корабля «Союз МС-10» в октябре 2018 года. Тогда во время разделения ступеней ракеты «Союз ФГ» произошел взрыв из-за столкновения бокового ускорителя с центральным. После этого двигатели системы аварийного спасения отвели корабль от ракеты и экипаж приземлился примерно в 400 километрах от космодрома, совершив суборбитальный космический полет. Позднее причиной случившегося назвали некорректную работу датчика разделения ступеней. Кроме того, аналогичные системы успешно спасали экипажи советских миссий Союз-18-1 и Союз Т-10-1. Более подробно о том, как подобные системы спасают космонавтов, можно узнать из нашего материала «Ракетой за шиворот».

Григорий Копиев

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Спускаемый лунный модуль «Чандраян-3» отделился от перелетного модуля

Посадка на Луну намечена на 23 августа