С осени 2019 года автономные доставщики, разработанные американским стартапом Nuro, начнут развозить пиццу в Большом Хьюстоне, четвертом по величине городе США. Тестирование беспилотников на городских дорогах общего пользования компания начала в марте, но доставкой грузов не занималась. Nuro заключила с сетью пиццерий Domino's соглашение об использовании своих колесных роботов, но в начале тестирования доставка будет работать только из одной пиццерии, говорится в заметке The Verge.
Разработкой опционально беспилотных автомобилей и полностью автономных колесных беспилотников занимается целый ряд компаний, некоторые из них создают даже грузовые беспилотники. Однако помимо перевозки больших партий разработчики беспилотников ориентируются и на так называемую «последнюю милю» — так называют последний этап доставки. На это расходуется довольно много средств, так как доставлять товары приходится не оптом, а каждому клиенту в отдельности. В последние годы эту нишу стали заполнять небольшие автономные роботы, разработанные для розничной доставки.
Одним из них стал разработанный стартапом Nuro беспилотник R1, который компания представила в начале 2018 года. Прототип компактного автомобиля способен передвигаться со скоростью до 40 километров в час и предназначен для доставки грузов из местных магазинов. У беспилотника сравнимая с обычными автомобилями высота, но он примерно вдвое меньше их по длине и ширине, но, поскольку водительского места в конструкции не предусмотрено, все пространство предназначено для грузов. Чтобы машина могла передвигаться самостоятельно, разработчики оборудовали машину радарами и камерами, а на крыше установили лидар.
Компания уже получала разрешение на тестирование автомобиля на дорогах общего пользования и в конце прошлого года вместе с ритейлером Kroger запустила пилотный проект по доставке продуктов из супермаркета в городе Скоттсдейл, штат Аризона (250 тысяч жителей). В марте 2019 года доставщики R1 протестировали на дорогах общего пользования в Большом Хьюстоне (город и ближайшие пригороды), в котором проживает около 2,5 миллиона человек.
17 июня Nuro и сеть пиццерий Dominos объявили о сотрудничестве. С осени этого года Dominos начнет доставлять пиццу в Хьюстоне с помощью беспилотных доставщиков. Покупатель, сделавший заказ онлайн, сможет следить за движением автомобиля в приложении. Компания снабдит клиента пин-кодом, с помощью которого он сможет открыть автомобиль и достать заказ. В начале пилотного проекта доставка будет осуществляться из одной пиццерии.
Ранее испытания прототипов своих беспилотных автомобилей провела компания Ford, а весной этого года компания Wing, которая входит в холдинг Alphabet, объявила о запуске коммерческой службы доставки дронами.
И реагировать на них движениями
Американские инженеры связали на автоматическом станке свитеры для роботов, которые помогают ощущать прикосновения с помощью вшитых датчиков нажима. Свитеры пригодятся, чтобы управлять движениями роботов на производстве. Работа доступна на arXiv.org. Для работы на производстве с людьми, роботам нужно быть очень осторожными, чтобы случайно не травмировать человека. Есть разные способы сделать роботов безопасными, например прикреплять к ним мягкие подушки. Другая идея — научить роботов быстро определять контакт и отодвигаться от человека. В отличие от людей, у роботов нет кожи, но для них можно сделать другую систему для распознавания ощущений из жестких или эластичных материалов, или даже одежду из текстиля, если встроить в нее датчики прикосновений. Одежду можно быстро изготавливать на ткацком станке в промышленных масштабах, и надевать на роботов разных форм и размеров. Группа инженеров из Университета Карнеги под руководством Джеймса МакКанна (James McCann) и Ян Вэньчжэня (Yuan Wenzhen) создала свитеры для роботов, которые могут надежно определять прикосновения. По словам авторов, обычно у текстильных сенсоров есть проблема: они быстро деформируются и перестают надежно работать. Исследователи попробовали с этим справиться, связав свитеры из трех слоев пряжи. Верхний и нижний слой сделаны из обычного нейлона, на котором чередуются широкие и узкие полосы. Широкие полосы сотканы из полиэстеровой металлизированной пряжи, которая хорошо проводит электричество, а узкие полосы изолятора сделаны из акрила. Средний слой — это сетка из района (искусственного шелка). Чем она тоньше, тем выше чувствительность свитера к легким прикосновениям, и наоборот — плотный средний слой подходит для сильных нажатий. Слои ткани с помощью пуговиц с проводами соединяются с устройством для считывания сопротивления, и вместе с ним превращаются в электронную схему. Когда кто-то дотрагивается до свитера, верхний и нижний слои ткани соприкасаются через отверстия в районовой сетке, и сопротивление в системе уменьшается. По сопротивлению можно определить силу нажатия. Инженеры протестировали, насколько надежно устройство определяет силу и место контакта со свитером. Первая серия экспериментов проверяла, как эффективность сенсоров меняется со временем. Эксперименты включали 42 секунды контакта с сенсорами по 20-30 раз на протяжении 4 дней. Авторы не приводят точные цифры результатов, но утверждают что сенсоры показывали стабильные результаты по определению места контакта все 4 дня, с небольшими погрешностями в конце эксперимента. Также исследователи протестировали точность сенсоров на плоской и изогнутой поверхности. На плоской поверхности по сопротивлению датчиков можно было точно определить силу нажатия. На изогнутой поверхности корреляция между сопротивлением и силой нажатия сохранилась, но выросло ее стандартное отклонение. Таким образом, сложность поверхности негативно повлияла на точность определения нажатия. Наконец, инженеры проверили эффективность чувствительных свитеров на роботах. Они надели свитер на робота Kuri, который должен был повернуть голову в ответ на прикосновение. В будущем технологию RobotSweater можно использовать, чтобы обучать роботов: например, похлопать по плечу в качестве похвалы. Пока инженеры показали, как свитеры могут пригодиться на производстве: например, промышленный робот в свитере останавливается и меняет направление движения в ответ на прикосновения. https://www.youtube.com/watch?v=YGUV1dHuCRc Прикосновения может определять не только одежда для роботов, но и искусственная кожа, которую разработала группа ученых из Стэнфордского университета. Пока кожу испытали на крысах, но авторы планируют в будущем встроить ее в человеческие протезы, чтобы улучшить их чувствительность.