Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Неправильные листья на любимых кустах не обманули новокаледонских воронов

Klump et al. Biology Letters, 2019

Новокаледонские вороны, известные своим интеллектом, опознают нужные им для изготовления инструментов растения по листьям и веткам, при этом они способны выбрать правильный материал для крючка даже если заменить на ветке листья. Исследование об этом опубликовано в журнале Biology Letters.

Новокаледонские вороны (Corvus moneduloides) умеют не только использовать, но и изготавливать орудия труда: добывая пищу в природе, эти птицы делают крюки и колючки из веток, с помощью которых достают из-под коры личинок. Изготовленные орудия они иногда забирают с собой, пользуясь ими в дальнейшем. Кроме того, у воронов обнаружили способность по памяти воссоздавать инструменты, которые они видели раньше — таким образом они могут передавать свои навыки и другим особям.

Барбара Кламп (Barbara Klump) из Сент-Эндрюсского университета и ее коллеги провели серию экспериментов с 10 воронами, чтобы узнать, как именно те выбирают нужные материалы для своих инструментов из всего многообразия растений архипелага Новая Каледония. Авторы отмечают, что иногда вороны выбирают разные растения, а иногда, напротив, только конкретный вид — так, в популяции, которую исследовали ученые, птицы предпочитали ветки кустарника Desmanthus virgatus.

В эксперименте исследователи использовали три вида растений: тот самый Desmanthus virgatus, леуцену светлоголовчатую (Leucaena leucocephala) с похожими листьями и кустарник из рода чайного дерева (Melaleuca), который птицы также иногда используют для изготовления инструментов. Каждая птица участвовала в пяти десятиминутных экспериментах, в которых им показывали бревно, где прятали кусочек мяса, и две ветки растений. Ученые следили за тем, какое растение и как быстро выберет птица, а также за тем, на что она обращает внимание в первую очередь — на листья или на саму ветку.

Авторы пишут, что вороны явно предпочитали Desmanthus virgatus даже тогда, когда на ветку этого растения наклеивали похожие листья леуцены — а когда ветка была им не видна (в одном из экспериментов птицам через окошко показывали только листья), они неохотно обращались к ней, чтобы сделать инструмент. Интересно, что в обратном эксперименте, когда листья десмантуса наклеивали на ветку леуцены, все четыре ворона из десяти, выбравшие леуцену, выбрали в итоге именно такие ветки с наклеенными листьями нужного растения, а не обычные ветки. Это, по мнению научной группы, означает, что в первую очередь птицы ориентируются на ветки, а во вторую — на листья, которые проще быстро опознать.

Ученые считают, что в дальнейших экспериментах необходимо понять, как именно новокаледонские вороны оценивают качество веток растения и их пригодность для изготовления эффективных инструментов.

Недавно ученые выяснили, что вороны могут примерно оценивать массу предмета не контактируя с ним напрямую, а наблюдая, как он движется в потоке воздуха. А до этого другая группа исследователей убедилась, что птицы способны делать составные инструменты из деталей, как люди и человекообразные обезьяны.