Инженерные навыки новокаледонских ворон зафиксированы в природе

Британские ученые записали на камеру новокаледонских ворон, создающих инструменты в естественной среде обитания. Результаты наблюдения за птицами опубликованы в Biology Letters.
Орнитологи зафиксировали, как новокаледонские вороны создают и используют инструменты в дикой природе. До этого момента ученые наблюдали воронов-«инженеров» только в неволе, так как исследовать новокаледонских ворон в естественных условиях крайне сложно: они селятся в труднопроходимых тропических лесах и при этом очень чувствительны к вторжению. Получить уникальные видеозаписи удалось при помощи миниатюрных камер, закрепленных на хвостах 19 особей, живущих в природе.

На одной из полученных записей видно, как новокаледонский ворон около минуты трудится над найденной палкой, чтобы придать ей изогнутый характер (и тем самым превратить ее в крюк). После чего использует ее для поиска пищи в трещинах коры деревьев, а также ворошит ей сухие листья. Что примечательно, после использования «инструмента» птица от него не отказывается — в одной из сцен ученые наблюдали новокаледонского ворона, уронившего изогнутую палку, и после этого немедленно поднявшего ее. По словам одного из исследователей Джолиона Тросьянко (Jolyon Troscianko), птицы даже прячут палки в дуплах деревьев, чтобы потом вернуться за ними.

Использование инструментов отмечалось всего у четырех особей, зато они пользовались палками очень активно (почти пятую часть времени, затраченого на поиск пищи).

Новокаледонские вороны селятся на острове Новая Каледония, расположенного к востоку от Австралии. Эти птицы отличаются очень высоким уровнем интеллекта (одним из самых высоких среди птиц): они могут изготавливать орудия труда и передавать свои навыки следующим поколениям. Также навыки изготовления инструментов отмечаются у других птиц — например, попугаев ваза.

Александра Стуккей