Компания Virgin Galactic провела четвертые испытания космоплана VSS Unity с включением собственных двигателей. Аппарат развил скорость 2,9 Маха и поднялся на высоту 82,7 километра. Во время этого полета космоплан впервые перевозил на борту научные инструменты NASA.
VSS Unity — второй космический корабль, построенный по проекту SpaceShipTwo компанией Virgin Galactic. Первый подобный космоплан VSS Enterprise разбился во время летных испытаний в 2014 году. Корабли проекта SpaceShipTwo предназначены для коротких туристических полетов в космос без выхода на орбиту. Полет космоплана проходит в два этапа — сначала его поднимает на высоту около 15 километров самолет-носитель WhiteKnightTwo, после чего корабль отделяется, включает собственный ракетный двигатель и продолжает полет самостоятельно. После достижения максимальной высоты космоплан возвращается к космодрому старта и садится на взлетно-посадочную полосу.
Впервые VSS Unity поднялся в воздух в 2016 году, но тогда он даже не использовал собственный двигатель, а спланировал после того, как его поднял в воздух WhiteKnightTwo. В начале 2018 года Virgin Galactic приступила к полноценным испытаниям с включением ракетного двигателя. В июле VSS Unity впервые поднялся на высоту 52 километра и развил скорость 2,47 Маха (отношение между скоростью аппарата и скоростью звука в данной точке атмосферы).
Во время четвертого испытательного полета космоплан VSS Unity развил максимальную скорость 2,9 Маха. Кроме того, космоплан поднялся на высоту 82,7 километра и таким образом впервые пересек высоту 80 километров, которую компания называет границей космоса. Стоит отметить, что большинство аэрокосмических организаций, в том числе NASA, считает границей космоса высоту 100 километров, принятую Международной авиационной федерацией (FAI). При этом федерация собирается пересмотреть эту границу в 2019 году и рассматривает возможность ее снижения до 80 километров из-за появления новых исследований движения космических аппаратов в верхних слоях атмосферы.
Во время этого полета в космоплан были загружены четыре эксперимента NASA, в том числе COLLIDE для изучения поведения пылевых частиц на поверхности космических тел, MFEST для разделения жидкости и газа в невесомости, что может помочь при добыче ресурсов на других космических телах, эксперимент по изучению влияния невесомости на рост растений, а также экспериментальная конструкция для защиты полезной нагрузки от вибраций при запуске космического аппарата.
Кроме Virgin Galactic подготовкой пилотируемых суборбитальных полетов также занимается компания Blue Origin, однако у нее нет проблем с достижением общепринятой на сегодняшний день границы космоса. Пассажирская капсула ракеты New Shepard уже семь раз взлетала на высоту 100 или более километров, а во время последнего полета ей удалось взлететь на 119 километров и успешно приземлиться на Землю.
Григорий Копиев
Сверху на ускоритель установили переходный отсек с теплозащитным экраном
SpaceX показала модернизированный ускоритель Super Heavy B9 с установленным на его вершине переходным отсеком, который предназначен для расстыковки ступеней по «горячей» схеме, сообщает издание space.com. Компания продолжает подготовку ко второму испытательному запуску ракеты Starship, точная дата которого пока еще не определена. Первый испытательный полет, в котором двухступенчатая система Starship, состоящая из прототипов ускорителя Super Heavy B7 и корабля Starship S24, достигла высоты 39 километров, состоялся 20 апреля 2023 года. Стартовав с площадки космодрома Starbase в штате Техас, ракета начала набирать высоту, несмотря на последовательное отключение нескольких двигателей из 33 установленных на ускорителе. Однако к моменту разделения ступеней началось неконтролируемое вращение и Starship был подорван системой прекращения полета (подробнее об этом запуске можно прочитать в материале «Она рванула»). После анализа собранных во время первого полета данных инженеры SpaceX решили изменить схему расстыковки первой и второй ступеней, изменив ее на «горячую». Это означает, что двигатели корабля Starship включатся, когда он будет еще находиться на ускорителе. Поэтому для защиты на вершину Super Heavy установили дополнительный небольшой переходный отсек с тепловым экраном и множеством сквозных отверстий по периметру — через них будет осуществляться газоотведение от включившихся двигателей корабля. Фотографии переходного отсека, установленного на вершину ускорителя B9, были недавно опубликованы в twitter-аккаунте компании. Кроме этого, по словам главного инженера SpaceX в конструкцию нового прототипа ускорителя было внесено более 1000 изменений по сравнению с предыдущей версией. Изменениям подвергся и стартовый стол, серьезно пострадавший во время первого запуска — тогда под ним образовался глубокий кратер. Чтобы предотвратить подобное в будущем, под стартовым столом установили стальную плиту со множеством отверстий, через которые во время запуска распыляется большое количество воды. Работа водяной системы напоминает направленный вверх душ. После предварительного тестирования ее впервые задействовали во время огневого испытания двигателей первой ступени 6 августа. Дата второго полета, в котором помимо ускорителя B9 примет участие прототип корабля Starship S25, пока не известна. Помимо технической готовности, SpaceX необходимо будет еще получить разрешение государственного регулятора, которому компания недавно передала заключительный отчет о первом испытании. Тем временем российская автоматическая станция «Луна-25», стартовавшая с космодрома Восточный 11 августа, успешно вышла на окололунную орбиту и прислала первый снимок лунной поверхности. Однако затем она не смогла выполнить маневр перехода на предпосадочную окололунную орбиту. На орбите Луны также находится индийская станция «Чандраян-3», от которой недавно отделился спускаемый лунный модуль. Оба аппарата в скором времени должны совершить посадку в южном приполярном регионе Луны.