Компания Virgin Galactic в третий раз провела испытания суборбитального космоплана VSS Unity с включенным двигателем. После отделения от самолета-носителя космоплан с включенным двигателем разогнался до 2,47 числа Маха и поднялся на 52 километра, а затем успешно вернулся на космодром старта, сообщается в пресс-релизе Virgin Galactic.
VSS Unity — второй космический корабль, построенный по проекту SpaceShipTwo компанией Virgin Galactic. Он предназначен для коротких туристических полетов в космос без выхода на орбиту вокруг Земли. Полет космоплана проходит в два этапа — сначала его поднимает на высоту около 15 километров самолет-носитель WhiteKnightTwo, после чего корабль отделяется, включает собственный ракетный двигатель и продолжает полет самостоятельно. Через некоторое время он пересекает линию Кармана (условную границу космоса, установленную на уровне 100 километров), а затем возвращается к космодрому старта и садится на взлетно-посадочную полосу.
Летные испытания VSS Unity начались в конце 2016 года, но тогда аппарат не включал двигатель, а только снижался в режиме планирования после сброса с самолета. С начала 2018 года Virgin Galactic проводит полноценные испытания с включением двигателя. Первый подобный полет состоялся в апреле, а второй — в конце мая. Во время третьего полета с включенным двигателем специалисты компании проверили работу VSS Unity при гораздо большей скорости. В первых двух полетах он разгонялся до 1,87 и 1,9 числа Маха, а в новом полете до 2,47 числа Маха. Двигатель был включен в течении 42 секунд.
Кроме скорости, рекордной стала и высота полета — космоплан достиг 52 километров, после чего пилоты наклонили балки с хвостовым оперением относительно фюзеляжа для торможения. Затем их снова перевели в нормальное положение и аппарат в режиме планирования направился к взлетно-посадочной полосе в пустыне Мохаве.
Virgin Galactic не раскрывает, когда она планирует начать коммерческие туристические полеты, однако глава компании Ричард Брэнсон в недавнем интервью заявил, что до космических полетов на кораблях его компании «остались месяцы, а не годы». Главный конкурент компании в области туристических суборбитальных полетов — Blue Origin — также планирует начать пилотируемые полеты в ближайшем будущем. Недавно старший вице-президент компании заявил, что такие полеты должны начаться «скоро», но сначала участвовать в них будут сотрудники компании, а в 2019 году билеты начнут продавать клиентам. В отличие от Virgin Galactic, Blue Origin провела несколько полноценных полетов с пересечением линии Кармана, а в середине июля она в третий раз успешно испытала систему аварийного спасения пассажирской капсулы.
Григорий Копиев
Модуль высадится на Луну в 2024 году
Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) запустило в космос космическую рентгеновскую обсерваторию XRISM и спускаемый лунный модуль SLIM. Обсерватория займется изучением галактик, нейтронных звезд и черных дыр, а модуль должен продемонстрировать возможность высокоточной посадки на Луну в 2024 году, сообщается на сайте агентства. XRISM (X-Ray Imaging and Spectroscopy Mission) стал для Японии заменой рентгеновским обсерваториям Suzaku и Hitomi, которые уже вышли из строя. Диаметр телескопа составляет 45 сантиметров, он оснащен спектрометром Resolve и камерой Xtend. Обсерватория будет вести наблюдения в мягком рентгеновском диапазоне и займется исследованиями скоплений галактик, структуры плазмы, окружающей компактные объекты в звездных системах и активных галактиках, а также состава внутригалактической среды. Модуль SLIM (Smart Lander for Investigating Moon) обладает размерами 2,4×1,7×2,7 метров и массой 200 килограмм без топлива, полезная нагрузка включает в себя две камеры, ретрорефлектор и небольшие отделяемые зонды. Задач у модуля две — протестировать технологию высокоточной посадки на Луну с погрешностью не более ста метров, а также испытать навигационную систему, основанную на анализе снимков в режиме реального времени. Таким образом JAXA хочет научиться создавать небольшие, но эффективные межпланетные исследовательские аппараты. Ожидается, что высадка на Луну состоится в 2024 году, длительный перелет до Луны, который займет 4-6 месяцев, связан с траекторией полета, позволяющей экономить топливо. Старт SLIM и XRISM переносился два раза, третья попытка, состоявшаяся в 2:42 по московскому времени 7 сентября 2023 года, оказалась успешной. В космос аппараты были выведены ракетой-носителем H-IIA, оснащенной двумя твердотопливными ускорителями, которая стартовала из Космического центра Танэгасима. XRISM успешно отделилась от верхней ступени ракеты-носителя примерно через 14 минут после запуска, а SLIM — через 47 минут. Ранее мы рассказывали о том, как японский частный лунный модуль Hakuto-R разбился на Луне из-за нехватки топлива.