Перспективный суборбитальный космический корабль VSS Unity типа SpaceShipTwo 5 апреля 2018 года совершил первый полет со включенным двигателем. Согласно сообщению американской компании Virgin Galactic, полет корабля проходил на сверхзвуковой скорости. Испытания, признанные успешными, состоялись на полигоне в пустыне Мохаве в Калифорнии.
VSS Unity, представленный в феврале 2016 года, на протяжении последнего года проходил летные испытания в режиме планирования. Разработчики проверяли работу систем стабилизации корабля и торможения, управление. Во время этих испытаний космический корабль отделялся от носителя WhiteKnightTwo.
Во время испытаний 5 апреля суборбитальный корабль пилотировали летчики-испытатели Марк Стаки и Дейв Маккей. Носителем корабля стал самолет VMS Eve типа WhiteKnightTwo. На высоте 14,2 тысячи метров корабль отсоединился от носителя, включил ракетный двигатель и начал набирать высоту с 80-градусным кабрированием.
Двигатель суборбитального корабля проработал около 30 секунд. За это время VSS Unity успел набрать скорость 1,87 числа Маха (2,3 тысячи километров в час). Во время полета корабль достиг высоты 25,7 тысячи метров после чего начал снижаться. Снижение производилось установкой хвостовых балок с оперением на угол 60 градусов к фюзеляжу.
В Virgin Galactic утверждают, что изменение угла установки хвостовых балок относительно фюзеляжа позволяет точнее контролировать снижение корабля. Во время снижения на высоте 15,2 тысячи метров летчики вернули балки в нормальное положение и сбросили остатки окислителя. Затем VSS Unity был направлен к аэродрому и благополучно приземлился.
Как ожидается, VSS Unity в ближайшее время совершит еще несколько полетов со включенным двигателем и впервые выйдет в космос. При этом разработчики утверждают, что летная испытательная программа корабля будет сокращенной, поскольку основная часть проверок была проведена на суборбитальном корабле VSS Enterprise, первом летательном аппарате типа SpaceShipTwo.
Разработка суборбитальных кораблей типа SpaceShipTwo несколько затянулась. Одной из причиной этого стало разрушение в полете корабля VSS Enterprise из-за возникновения вращательного момента на хвостовых балках. Катастрофа, в которой погиб летчик-испытатель, произошла в 2014 году. Официальной причиной происшествия назван человеческий фактор.
Ранее сообщалось, что Virgin Galactic планирует начать коммерческие полеты VSS Unity в середине 2018 года, однако этот срок может несколько сдвинуться.
Помимо Virgin Galactic разработкой суборбитальных космических кораблей занимаются еще несколько компаний. В частности, Blue Origin создает аппарат New Shepard. Кроме того, проект 20-местного ракетоплана для космического туризма разрабатывается в Китае.
Василий Сычёв
Модуль высадится на Луну в 2024 году
Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) запустило в космос космическую рентгеновскую обсерваторию XRISM и спускаемый лунный модуль SLIM. Обсерватория займется изучением галактик, нейтронных звезд и черных дыр, а модуль должен продемонстрировать возможность высокоточной посадки на Луну в 2024 году, сообщается на сайте агентства. XRISM (X-Ray Imaging and Spectroscopy Mission) стал для Японии заменой рентгеновским обсерваториям Suzaku и Hitomi, которые уже вышли из строя. Диаметр телескопа составляет 45 сантиметров, он оснащен спектрометром Resolve и камерой Xtend. Обсерватория будет вести наблюдения в мягком рентгеновском диапазоне и займется исследованиями скоплений галактик, структуры плазмы, окружающей компактные объекты в звездных системах и активных галактиках, а также состава внутригалактической среды. Модуль SLIM (Smart Lander for Investigating Moon) обладает размерами 2,4×1,7×2,7 метров и массой 200 килограмм без топлива, полезная нагрузка включает в себя две камеры, ретрорефлектор и небольшие отделяемые зонды. Задач у модуля две — протестировать технологию высокоточной посадки на Луну с погрешностью не более ста метров, а также испытать навигационную систему, основанную на анализе снимков в режиме реального времени. Таким образом JAXA хочет научиться создавать небольшие, но эффективные межпланетные исследовательские аппараты. Ожидается, что высадка на Луну состоится в 2024 году, длительный перелет до Луны, который займет 4-6 месяцев, связан с траекторией полета, позволяющей экономить топливо. Старт SLIM и XRISM переносился два раза, третья попытка, состоявшаяся в 2:42 по московскому времени 7 сентября 2023 года, оказалась успешной. В космос аппараты были выведены ракетой-носителем H-IIA, оснащенной двумя твердотопливными ускорителями, которая стартовала из Космического центра Танэгасима. XRISM успешно отделилась от верхней ступени ракеты-носителя примерно через 14 минут после запуска, а SLIM — через 47 минут. Ранее мы рассказывали о том, как японский частный лунный модуль Hakuto-R разбился на Луне из-за нехватки топлива.