Телескоп «Чандра» проснулся

Космическая рентгеновская обсерватория «Чандра» вышла из безопасного режима и в конце недели возобновит выполнение научной программы. Причиной сбоя оказалась поломка одного из гироскопов, сообщается в пресс-релизе на сайте обсерватории.

Уход телескопа в безопасный режим произошел 10 октября. В этом режиме научные приборы отключаются, запускаются резервные блоки критически важных систем, а солнечные панели разворачиваются в сторону Солнца так, чтобы собирать максимальное количество света. Последующий анализ данных показал, что произошел сбой в работе одного из гироскопов в системе ориентации телескопа, приведший к тому, что бортовой компьютер на основе неточных данных неверно вычислил кинетический момент аппарата, после чего был инициирован переход в безопасный режим.

Команда миссии переключила телескоп на использование другого, рабочего гироскопа, а «провинившийся» отключила и поместила в резерв. После того, как завершится работа по наладке программного обеспечения и проверки работы системы ориентации, телескоп вернется к наблюдениям, предполагается, что это случится в конце этой недели. Это уже не первый инцидент с орбитальными обсерваториями за последний месяц — ранее космический телескоп «Хаббл» перешел в безопасный режим из-за подобной неисправности и до сих пор находится в нем.

«Чандра» была запущена в космос в 1999 году и в общей сложности отработала 19 лет на орбите, хотя изначально срок службы обсерватории оценивался в пять лет. Телескоп способен регистрировать рентгеновские кванты с энергиями от 0,1 до 10 килоэлектронвольт. Необходимость работы за пределами атмосферы обусловлена тем, что рентгеновское излучение сильно рассеваются молекулами атмосферных газов и получать высокодетальные изображения объектов далекого космоса в этом диапазоне волн с помощью наземных обсерваторий невозможно. Источниками рентгеновского излучения являются пульсары, активные ядра галактик, черные дыры и облака разреженного межгалактического горячего газа в скоплениях и остатки сверхновых.

Ранее сообщалось, что в марте 2019 года в космос может отправиться российская космическая рентгеновская и гамма-обсерватория «Спектр-РГ», которая уже успешно прошла комплексные электрические испытания. А на 2028 год намечен запуск нового космического рентгеновского телескопа ATHENA (Advanced Telescope for High Energy Astrophysics), который будет во много раз чувствительней «Чандры» и XMM-Newton. Созданием телескопа занимается Европейское Космическое Агенство.

SpaceX опять собрала самую большую ракету в истории