«Чандра» засняла космическую гитару в рентгене

NASA опубликовала часть архива данных рентгеновской космической обсерватории «Чандра» — космического аппарата, производящего съемку неба в рентгеновском диапазоне. Среди опубликованных снимков — туманность «Гитара» и знаменитая сверхновая 1987A.

Туманность «Гитара» представляет собой ударные волны, которые порождает пульсар B2224+65, движущийся с огромной скоростью в межзвездном веществе. Астрономы оценивают ее в 800-1600 километров в секунду. Интересно отметить, что в оптическом диапазоне след от пульсара вытянут в направлении его движения, но джеты, видимые в рентгеновском диапазоне, располагаются перпендикулярно ему.

Среди других объектов, чьи фотографии попали в публичный архив «Чандры», галактические кластеры 3C295 и MS 0735.6+7421 и остатки сверхновых Kes 79 и W44.

В рентгеновском спектре ученые наблюдают следы высокоэнергетических процессов, заставляющих вещество разогреваться до огромных температур — от миллионов до сотен миллионов кельвинов. Источниками излучения могут быть рентгеновские пульсары (быстровращающиеся нейтронные звезды), активные ядра галактик, черные дыры и облака разреженного горячего газа, образовавшиеся, например, в результате взрывов сверхновых.

Гамма-лучи помогли ученым заглянуть в прошлое Вселенной