«Чандра» обнаружила кольцо вокруг пульсара космической Медузы

Американско-итальянская группа астрономов с помощью космической обсерватории «Чандра» в деталях рассмотрела окрестности пульсара, находящегося внутри туманности Медуза — IC 443. Ученым удалось разглядеть вокруг него необычную кольцеобразную область, а также некоторое подобие джета вещества, выброшенного нейтронной звездой. Результаты опубликованы в The Astrophysical Journal (препринт), кратко о них сообщает пресс-релиз обсерватории «Чандра».

Обсерватория наблюдала за объектом CXOU J061705.3+222127 в рентгеновском диапазоне в феврале 2012 года. Суммарное время экспозиции изображения составило более 40 часов, что позволило увидеть большое количество тусклых деталей объекта. В частности, авторы смогли обнаружить на снимке кольцо вокруг предполагаемого пульсара и объект, напоминающий собой джет.

Астрономы предполагают, что рентгеновское свечения кольца может быть связано с резким торможением заряженных частиц, испускаемых вращающейся нейтронной звездой — такой механизм генерации излучения называется синхротронным. Также авторы высказывают и другую гипотезу, о том, что кольцо — область звукового удара, возникающая из-за слишком быстрого движения объекта сквозь окружающий газ. Однако, ученые отмечают, что ни одна из гипотез полностью не соответствует наблюдаемой почти идеально круглой форме.

Туманность IC 443 находится в пяти тысячах световых лет от нас. Медуза представляет собой остаток сверхновой, взорвавшейся от 3 до 30 тысяч лет назад. Пульсар, обнаруженный внутри нее в 1997 году, вероятно, является нейтронной звездой, оставшейся после взрыва сверхновой. Однако есть ряд аргументов, позволяющих оспаривать его тесную взаимосвязь с туманностью. В частности, несовпадение направления «кометного хвоста» пульсара и предполагаемого направления его движения.

«Чандра» — космический телескоп, позволяющий получать изображения в рентгеновском спектре. Из-за того, что рентгеновские лучи сильно рассеваются даже молекулами атмосферных газов, получать подробные рентгеновские изображения объектов далекого космоса с помощью наземных обсерваторий невозможно. Снимки «Чандры» обычно относятся к высокоэнергетическим процессам, происходящим в космосе — тепловое свечение в рентгеновском диапазоне соответствует температурам в миллионы градусов.

Владимир Королёв.