«Чандра» обнаружила кольцо вокруг пульсара космической Медузы

Американско-итальянская группа астрономов с помощью космической обсерватории «Чандра» в деталях рассмотрела окрестности пульсара, находящегося внутри туманности Медуза — IC 443. Ученым удалось разглядеть вокруг него необычную кольцеобразную область, а также некоторое подобие джета вещества, выброшенного нейтронной звездой. Результаты опубликованы в The Astrophysical Journal (препринт), кратко о них сообщает пресс-релиз обсерватории «Чандра».

Обсерватория наблюдала за объектом CXOU J061705.3+222127 в рентгеновском диапазоне в феврале 2012 года. Суммарное время экспозиции изображения составило более 40 часов, что позволило увидеть большое количество тусклых деталей объекта. В частности, авторы смогли обнаружить на снимке кольцо вокруг предполагаемого пульсара и объект, напоминающий собой джет.

Астрономы предполагают, что рентгеновское свечения кольца может быть связано с резким торможением заряженных частиц, испускаемых вращающейся нейтронной звездой — такой механизм генерации излучения называется синхротронным. Также авторы высказывают и другую гипотезу, о том, что кольцо — область звукового удара, возникающая из-за слишком быстрого движения объекта сквозь окружающий газ. Однако, ученые отмечают, что ни одна из гипотез полностью не соответствует наблюдаемой почти идеально круглой форме.

Туманность IC 443 находится в пяти тысячах световых лет от нас. Медуза представляет собой остаток сверхновой, взорвавшейся от 3 до 30 тысяч лет назад. Пульсар, обнаруженный внутри нее в 1997 году, вероятно, является нейтронной звездой, оставшейся после взрыва сверхновой. Однако есть ряд аргументов, позволяющих оспаривать его тесную взаимосвязь с туманностью. В частности, несовпадение направления «кометного хвоста» пульсара и предполагаемого направления его движения.

«Чандра» — космический телескоп, позволяющий получать изображения в рентгеновском спектре. Из-за того, что рентгеновские лучи сильно рассеваются даже молекулами атмосферных газов, получать подробные рентгеновские изображения объектов далекого космоса с помощью наземных обсерваторий невозможно. Снимки «Чандры» обычно относятся к высокоэнергетическим процессам, происходящим в космосе — тепловое свечение в рентгеновском диапазоне соответствует температурам в миллионы градусов.

Владимир Королёв.

Исследователи из Университета Лунда (Швеция) проанализировали эффективность методов сокращения выброса парниковых газов индивидуальными домохозяйствами, которые обычно рекомендуют официальные источники для снижения углеродного следа отдельным человеком. Оказалось, что большинство популярных рекомендаций касательно экологии, представленных в том числе в школьных учебниках, относительно неэффективны. Самыми действенными методами в борьбе с парниковыми газами оказались отказ от автомобиля, авиаперелетов, отказ от мяса и снижение количества детей в семье. Работа опубликована в журнале с открытым доступом Environmental Research Letters.