Зонд MAVEN отметил четырехлетие работы на марсианской орбите своим селфи

Зонд MAVEN в честь четырехлетия работы на марсианской орбите прислал на Землю селфи, сделанное при помощи ультрафиолетового спектрографа. Ожидается, что аппарат проработает на марсианской орбите еще несколько лет и станет ретранслятором для новых миссий, предназначенных для работы на поверхности Красной планеты, сообщается на сайте Колорадского университета в Боулдере.

Космический аппарат MAVEN (Mars Atmosphere and Volatile Evolution) был запущен в космос 18 ноября 2013 года и вышел на эллиптическую орбиту вокруг Марса 22 сентября 2014 года. Его основная задача — изучение эволюции марсианской атмосферы, в частности ее текущего состояния и поиска ответа на вопрос  — когда и как Марс лишился своей атмосферы. Кроме анализа атмосферы Красной планеты аппарат выступает в роли дополнительного ретранслятора для связи марсоходов с Землей. MAVEN завершил свою основную научную программу в ноябре 2015 года, после чего миссия была продлена — предполагается, что аппарат сможет проработать на марсианской орбите до 2023 года.

За несколько лет работы зонд смог сделать множество открытий, например получил убедительные доказательства того, что основная причина разрушения атмосферы Красной планеты кроется в солнечном ветре, увидел появление полярных сияний из-за прихода солнечной вспышки, впервые обнаружил протонные полярные сияния на Марсе, открыл «перекрученность» магнитного хвоста Марса и нашел долгоживущие слои из высокоэнергичных ионов металлов в верхних слоях атмосферы Красной планеты. Кроме того, данные, собранные MAVEN, помогли ученым рассчитать, что углекислого газа в полярных шапках и других резервуарах Марса не хватит для терраформирования планеты.

В честь четырехлетней годовщины своей работы MAVEN прислал на Землю снимок себя самого, сделанный при помощи ультрафиолетового спектрографа IUVS (Imaging Ultraviolet Spectrograph), который смонтирован на платформе, закрепленной на конце 1,2-метровой штанги, благодаря чему инструмент способен увидеть различные части космического аппарата. Финальное изображение было склеено из 21 кадра. Линиями отмечены те части зонда, которые оказались вне поля зрения спектрографа.

В следующем году аппарат начнет маневр торможения об атмосферу (метод уменьшения периода обращения и высоты апоцентра орбиты путем гашения скорости движения), что позволит более эффективно использовать миссию как ретранслятор для уже действующих марсоходов и новых миссий, таких как станция InSight, которая совершит посадку на поверхность Красной планеты в ноябре этого года и будет изучать внутреннее строение планеты. О целях и задачах этой программы можно прочесть в нашем материале «Заглянуть внутрь Красной планеты».

Ранее мы рассказывали о том, как в склонах марсианских оврагов исследователи нашли крупные залежи льда, как выглядит занесенная марсианской пылью автоматическая станция «Феникс» и как «Кьюриосити» получил панораму марсианского пейзажа во время пылевой бури.

«Джеймс Уэбб» сфотографировал остаток сверхновой в Большом Магеллановом Облаке