Мощная солнечная вспышка вызвала на Марсе полярное сияние, которое оказалось самым мощным из всех, что зарегистрировал зонд MAVEN. Об этом сообщает аэрокосмическое агентство NASA.
Астрономы и планетологи изучают процессы, происходящие на Марсе, для того, чтобы лучше подготовиться к будущим пилотируемым миссиям. Важным фактором, который будет влиять на работающих на Марсе или марсианской орбите людей, является солнечная активность. Так как у Красной планеты почти нет магнитного поля и атмосфера очень разрежена, она не сможет защитить космонавтов от радиации. О том, какие еще опасности грозят участникам межпланетных миссий, читайте в нашем материале «Излучение и отвага».
Вспышка произошла 11 сентября и вызвала в 25 раз более мощное северное сияние в ультрафиолетовом диапазоне, чем самое сильное, которое удавалось зарегистрировать космическому аппарату MAVEN раньше. Зонд исследует взаимодействие атмосферы Марса с солнечным ветром, начиная с 2014 года. Как показал детектор Radiation Assessment Detector (RAD), установленный на марсоходе Curiosity, количество радиации, которая достигла поверхности Марса, удвоилось по сравнению с предыдущими значениями.
«Когда солнечная вспышка достигает марсианской атмосферы, она может вызвать северные сияния, которые охватывают всю планету в ультрафиолетовом диапазоне. Последняя заставила Марс светиться, как лампочку. Северное сияние может окутать всю планету, так как у нее в отличие от Земли нет мощного магнитного поля. Высокоэнергетические частицы, летящие от Солнца, иногда поглощаются верхними слоями атмосферы, что повышает ее температуру», — комментирует Сонал Джеин (Sonal Jain), участник команды миссии MAVEN.
Интересно, что солнечный шторм произошел во время «тихого» периода 11-летнего цикла активности светила. Вспышка была настолько мощной, что ее можно было зарегистрировать и на Земле, хотя наша планета в тот момент находилась с противоположной стороны от Марса относительно Солнца. Кроме MAVEN и «Кьюриосити», событие также «поймали» детекторы зонда Mars Odyssey, Mars Reconnaissance Orbiter и Mars Express. Сейчас команды миссий обрабатывают полученные данные, которые помогут лучше изучить процессы, происходящие в марсианской атмосфере.
На Земле солнечные вспышки вызывают геомагнитные бури, которые также сопровождаются северным сиянием, а иногда и отказом техники. Из-за последнего однажды чуть не произошел военный конфликт между Россией и США. Совсем недавно произошла серия самых мощных солнечных вспышек за 12 лет. О том, как подобные события влияют на Землю, читайте в нашем материале.
Звезда может быть одиночной или двойной
Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» подтвердил открытие отдельной звезды в очень далекой галактике, изображение которой увеличено из-за гравитационного линзирования скоплением галактик. Предполагается, что это горячий сверхгигант, у которого может быть компаньон. Препринт доступен на сайте arXiv.org. Одна из основных научных задач «Джеймса Уэбба» заключается в поиске самых первых звезд и галактик, возникших во Вселенной в начале эпохи Реионизации. Прямые наблюдения за отдельными звездами на больших внегалактических или космологических расстояниях невозможны. Однако здесь на помощь ученым приходит эффект гравитационного линзирования, когда изображения некоторых звезд (например, «Икара») в далеких галактиках, свет от которой линзируется галактикой или скоплением галактик, увеличиваются и усиливаются по яркости достаточно для того, чтобы их рассмотреть. Группа астрономов во главе с Лукасом Фуртаком (Lukas J. Furtak) из Университета имени Давида Бен-Гуриона в Негеве опубликовала результаты наблюдений за кандидатом в звезду MACS0647-star-1 в галактике с фотометрическим красным смещением 4,8 при помощи камеры NIRCam и спектрометра NIRSpec «Джеймса Уэбба». Кандидат находится в галактике, гравитационно линзированное изображение которой создается скоплением галактик MACS J0647+7015 с красным смещением 0,591. Спектроскопическое красное смещение объекта составляет 4,758, идея о том, что он может быть прародителем шарового скопления, не подтвердилась. Модели, подходящие под данные наблюдений, представляют собой сверхгигант B-типа с эффективной поверхностной температурой 15 тысяч кельвин, который либо находится в запыленной области, либо обладает звездой-компаньоном F-типа с эффективной температурой 6250 кельвин. Ранее мы рассказывали о том, как «Джеймс Уэбб» рассмотрел кандидата в рекордно далекую звезду.