Астрономы на основе анализа данных за 26 лет наблюдений впервые подтвердили предсказываемые общей теорией относительности особенности движения звезды в сильном гравитационном поле сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути. Научная статья опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics, кратко о ней рассказывается в пресс-релизе на сайте Европейской южной обсерватории.
С момента появления Общей теории относительности физики смогли провести множество подтверждающих ее экспериментов: обнаружить отклонение света звезд вблизи Солнца (или пронаблюдать явление гравитационной линзы на примере далеких галактик), заметить замедление времени при движении в гравитационном поле, измерить смещение перицентра орбиты на замкнутой траектории (аномальный сдвиг перигелия Меркурия) и несколько раз зарегистрировать гравитационные волны. Не так давно появилась новая возможность проверки ОТО и экспериментальной регистрации релятивистских эффектов, заключающихся в обнаружении предсказанных расхождений в параметрах орбит ближайших к черной дыре Млечного Пути звезд.
Яркая звезда S2 (или S0-2) спектрального класса В является одной из самых изученных звезд, принадлежащих S-скоплению — группе быстро движущихся звезд, которая открыта в 2002 году в центре Млечного Пути, вблизи сверхмассивной черной дыры (Стрелец А*). Она совершает полный оборот вокруг черной дыры за 16 лет и приближается к ней на 17 световых часов, что в 4 раза больше, чем расстояние от Солнца до Нептуна. Последний раз такие сближения имели место в 2002 году и в мае этого года. Теория относительности предсказывает, что при движении тела (звезды) вблизи достаточно массивного объекта (например, черной дыры) будет наблюдаться релятивистское красное смещение, заключающееся в сдвиге частоты излучения, испускаемого телом, в красную область спектра, а также другие эффекты, например смещение перицентра орбиты.
Ранее уже была показана возможность экспериментальной регистрации релятивистских эффектов у звезды S-2, заключающаяся в обнаружении предсказанных расхождений в параметрах ее орбиты, а также ученые выяснили, что ее параметры не повлияют на наблюдения. Тогда изменения в форме орбиты составили несколько процентов, а изменение ориентации — около одной шестой части градуса, что в пределах погрешности хорошо совпадает со значением, которое дает теория. Однако важнейшее значение имели данные, собранные в мае 2018 года, когда звезда приблизилась к черной дыре на расстоянии менее 20 миллиардов километров и двигалась со скоростью свыше 25 миллионов километров в час.
Наблюдения за ней велись при помощи приемников GRAVITY, SINFONI и NACO, установленных на телескопе VLT в Чили. Описывая точность инструмента GRAVITY на пресс-конференции, посвященной новым результатам, Франсуаза Дельпланк из Европейской южной обсерватории привела следующую аналогию: его возможностей хватило бы для того, чтобы, оставаясь там же в Чили, работать как система видеопомощи арбитрам и отслеживать положение мяча на гипотетическом футбольном матче на Луне.
Затем астрономы сравнили данные по форме орбиты звезды и ее лучевой скорости с предсказаниями ньютоновской теории тяготения, общей теории относительности и другими теориями и выявили полное соответствие с предсказаниями ОТО. Теперь астрономы обладают природной «лабораторией» по исследованию сверхмассивных черных дыр и релятивистских эффектов. В дальнейшем наблюдения продолжаться, ученые надеются, что удастся выявить еще один релятивистский эффект, связанный с вращением орбиты звезды S0-2— прецессию Шварцшильда.
В ходе пресс-конференции Райнхард Генцель из Института внеземной физики общества Макса Планка отметил, что новые наблюдения стали очередным шагом на пути к доказательству общей теории относительности. «Впереди ещё много шагов, но этот мы прошли на отлично», — сказал Генцель. Его коллега, Одель Страуб из Парижской обсерватории добавила, что наблюдений никогда не будет достаточно для того, чтобы считать теорию полностью доказанной, но в ближайшем будущем с помощью инструментов телескопа VLT ученые рассчитывают увидеть в «прекрасной лаборатории» в центре галактики и другие эффекты, предсказанные ОТО. «Я надеюсь, что мы увидим в центре галактики и нечто, что эйнштейновская физика не сможет объяснить. Это будет по-настоящему увлекательно, потому что нам придется вернуться к теоретическим построениям», — добавила Страуб.
Ранее мы рассказывали о том, как теория относительности оказалась причастна к цвету атомов золота и помогла «выжить» аниону платины, каким образом гравитационная линза позволила разглядеть одну очень далекую галактику и показала сразу четыре момента жизни одной сверхновой. О нашумевших событиях регистрации гравитационных волн читайте в нашем специальном материале.
Его создала сверхмассивная черная дыра
Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» обнаружил мощный отток нейтрального и ионизированного газа из далекой массивной галактики COSMOS-11142. Его нельзя объяснить звездообразованием или слияниями галактик, скорее всего, он возник из-за активности сверхмассивной черной дыры. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org. Считается, что крупномасштабные оттоки вещества из галактик, порождаемые активностью их центральных сверхмассивных черных дыр, играют фундаментальную роль в деле подавления (или тушения) процесса звездообразования в массивных галактиках. Однако прямых наблюдательных доказательств этой гипотезы до сих пор нет, особенно в случае ранней Вселенной, где тушение звездообразования могло происходить очень быстро, что требует удаления газа, а не его нагрева. Ранее в массивных далеких галактиках наблюдались лишь оттоки ионизированного газа, оттоки нейтрального или молекулярного газа при больших значениях красного смещения регистрировались лишь для галактик со вспышкой звездообразования и квазаров. Группа астрономов во главе с Сирио Белли (Sirio Belli) из Болонского университета сообщила об обнаружении сильного оттока газа из массивной далекой галактики COSMOS-11142 при помощи инструментов NIRSpec, NIRCam и MIRI космического телескопа «Джеймс Уэбб». COSMOS-11142 представляет собой массивную (звездная масса около 1010,9 масс Солнца) галактику, характеризующуюся красным смещением 2,445 и эффективным радиусом около двух тысяч световых лет. Галактика находится в фазе быстрого тушения ранее действовавшей вспышки звездообразования. Темпы оттока нейтрального и ионизированного газа из галактики составляют около ста и одной солнечной массы в год, соответственно, что больше, чем типичные значения оттоков для галактик, образующих звезды, в тот период. В основном из галактики истекает нейтральный газ, при этом нет свидетельств того, что отток вызван процессами звездообразования или событием крупного слияния галактик. Ученые считают, что за отток газа ответственна центральная сверхмассивная черная дыра, о наличии которой свидетельствуют свойства эмиссионных линий ионизированного газа в спектре. При этом сама черная дыра не демонстрирует сейчас заметную активность в рентгеновском или радиодиапазонах. Таким образом, сверхмассивные черные дыры действительно способны быстро подавлять звездообразование в массивных галактиках за счет выброса нейтрального газа прочь из галактики. Ранее мы рассказывали о том, как «Джеймс Уэбб» подтвердил открытие рекордно далекой массивной спокойной галактики.