Автомобилестроительный концерн Daimler AG начнет испытания беспилотных автомобилей Mercedes-Benz на дорогах общего пользования в Пекине. На сайте концерна сообщается, что минивэны соответствуют четвертому уровню автоматизации.
Сообщество автомобильных инженеров (SAE) определяет степень возможной автоматизации по шкале от 0 до 5, в которой ноль — полное отсутствие автоматизации. Машина четвертого уровня — самый реалистичный вариант беспилотного автомобиля, такому транспорту вообще не нужен водитель, но есть некоторые ограничения на условия эксплуатации — к примеру, такой автомобиль не поедет сам по грунтовой дороге или в сильный дождь. При пятом уровне автоматизации машина не требует участия человека в управлении ни в каких условиях и всегда способна справиться самостоятельно со всеми условиями, с которыми может справиться человек за рулем.
По классификации SAE автопилот Tesla, например, сейчас находится между вторым и третьим уровнем — система в экспериментальном режиме уже показала, что способна самостоятельно управлять автомобилем, в том числе проехать по маршруту, но требует от водителя всегда следить за дорожной ситуацией. Некоторые компании близки к разработке автомобилей четвертого уровня автономности — например, в прошлом году создание такой машины к 2025 году анонсировала Honda. Кроме того, к этому уровню беспилотного вождения приближается Ford со вторым поколением беспилотных Fusion Hybrid.
Теперь об испытаниях беспилотного автомобиля четвертого уровня автоматизации на дорогах общего пользования заявил концерн Daimler AG. Минивэны Mercedes-Benz оснащены оборудованием, разработанным компанией Baidu в рамках проекта «Аполлон». Сроки проведения испытаний и количество участвующих в проекте машин не сообщается.
Стоит отметить, что в пресс-релизе практически нет подробностей об оснащении автомобилей, а также неясно, будет ли за рулем при поездках по городу водитель-испытатель, который не требуется машинам с подобным уровнем автоматизации. Во время усложненных испытаний на закрытом полигоне, например, водитель находился за рулем, но в сообщении концерна отдельно отмечено, что это сделано для удовлетворения требований получения лицензии.
В серийных машинах пока что реализован полноценно только третий уровень автоматизации вождения — первым таким автомобилем стал Audi A8 2018 модельного года. Система AI Traffic Jam Pilot позволяет новому седану ехать в беспилотном режиме не быстрее 60 километров в час. Audi позиционирует эту систему в качестве помощника в пробках, когда монотонность движения можно доверить автоматической системе.
Также компания рассказала об архитектуре двигателя Symphony
На прошедшем Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже американская компания Boom Supersonic рассказала о внутренней конструкции своего будущего сверхзвукового самолета Overture — кроме трех основных компьютеров на борту будет находиться резервный четвертый, а топливная система будет изменять центр тяжести воздушного судна в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Также компания рассказала подробности о разрабатываемом для самолета двигателе Symphony. Компания Boom Supersonic из Колорадо представила концепт пассажирского сверхзвукового самолета Overture в 2016 году. В текущей версии проекта длина фюзеляжа составляет 61 метр, размах крыла 18 метров, а взлетная масса 77 тонн. Самолет оснастят четырьмя двигателями, размещенными в отдельных мотогондолах под крылом. Крыло оживальной формы с дополнительным изгибом вдоль продольной оси фюзеляжа (крыло чайки). В конструкции широко используются композитные материалы для снижения массы и расхода топлива. Overture сможет перевозить от 65 до 80 пассажиров со сверхзвуковой крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров без применения форсажного режима двигателей. Специально для самолета разрабатывают двигатель Symphony, который работает на синтетическом топливе. Перед постройкой полноразмерного прототипа самолета компания планирует отработать ряд технологий на прототипе XB-1 Baby Boom — уменьшенной версии самолета с двуместной кабиной. Размах крыла XB-1 составляет 5 метров, а взлетный вес около 6 тонн. В отличие от полноразмерного прототипа, демонстратор имеет только три двигателя в хвостовой части. Выкатка готового прототипа демонстратора технологий произошла в 2020 году, а первый полет планируется в середине 2023 года. На недавно завершившемся Международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже компания Boom Supersonic отчиталась о текущем прогрессе проекта и представила информацию о ключевых деталях конструкции самолета и двигателя. Например, топливная система Overture позволит контролировать положения центра тяжести за счет перераспределения топлива в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Она будет полностью совместима с синтетическим топливом, которое планируется использовать для двигателей Symphony. Гидравлическая система получит тройное резервирование. Управлять самолетом будущему экипажу придется с помощью боковых ручек (сайдстики). Помимо трех основных компьютеров, ответственных за управление на борту будет также резервный четвертый. На этапах взлета и посадки для улучшения обзора, которому мешает длинный заостренный нос самолета, будет использоваться вспомогательная видеосистема, входящая в комплекс бортовой авионики. Шасси самолета позволит использовать взлетно-посадочные полосы большинства современных аэропортов. https://www.youtube.com/watch?v=x6hk9ct9rpw Также на выставке представили новую информацию о внутреннем устройстве турбовентиляторного двигателя Symphony. Двигатель без форсажной камеры и имеет среднюю степень двухконтурности. Его оснастят вентилятором диаметром 183 сантиметра. Компрессор и турбина низкого давления имеют по три ступени, а компрессор высокого давления — шесть. Турбина высокого давления одноступенчатая. Максимальная тяга, развиваемая двигателем, составит около 160 килоньютонов. https://www.youtube.com/watch?v=0Vzt5l3DgHg&t=1s Согласно текущим скорректированным планам компании первый полет Overture должен произойти в 2027 году. Получение сертификата типа запланировано в 2029 году. В данный момент продолжается строительство помещений цеха в Северной Каролине, где планируется производить сборку. К самолету проявляют интерес крупные авиаперевозчики. Так, о своих планах на приобретение в общей сложности нескольких десятков Overture уже заявили такие авиакомпании как American Airlines, United Airlines и Japan Airlines. Подробнее о перспективах нового поколения сверхзвуковых самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».