Американская компания Drive.ai в июле 2018 года запустит в Техасе пилотный проект сервиса беспилотного такси. Он будет проходить на небольшой территории в городе Фриско, а воспользоваться им смогут более десяти тысяч жителей. Изначально на водительском сиденье будет присутствовать сотрудник компании, но в дальнейшем Drive.ai планирует перейти на полностью беспилотные поездки, сообщается в блоге компании.
Многие крупные разработчики беспилотных автомобилей планируют не продавать их людям, а использовать их в качестве такси. Некоторые из них, такие как Uber и Lyft призывают запретить использования частных беспилотных автомобилей в густонаселенных районах. Пока беспилотные автомобили не готовы для повсеместного использования, но часть компаний-разработчиков уже запустила или планирует запустить в ближайшее время пилотные проекты беспилотных такси для жителей городов. Например, Uber начала возить клиентов на таких автомобилях еще в 2016 году.
Теперь о запуске беспилотного сервиса такси объявила калифорнийская компания Drive.ai. Правда, запущен он будет не в Калифорнии, как большинство подобных проектов, а в городе Фриско штата Техас. Для пилотного проекта продолжительностью в шесть месяцев компания выбрала деловой район, за пределы которого автомобили не смогут выезжать из-за «геозабора», основанного на GPS-позиционировании. Пользователи смогут вызывать автомобиль в одной из шести точек посадки в районе и для поездки в другую точку. Компания позиционирует сервис как решение транспортной проблемы района — он слишком большой, чтобы работники в нем ходили между офисами или другими зданиями пешком, но слишком мал и заполнен автомобилями, чтобы использовать личный транспорт.
Сервисом смогут воспользоваться более десяти тысяч человек. Изначально на водительском сиденье будет находиться инженер компании. Вскоре после начала проекта инженеры будут сидеть уже на пассажирском сиденье, а в дальнейшем компания планирует предоставлять полностью беспилотные поездки, во время которых в салоне будут находиться только пассажиры.
Drive.ai решила явным образом указать на автомобилях, что они беспилотные, с помощью больших надписей. Кроме того, на четырех сторонах автомобиля закреплены панели, на которые выводятся сообщения для окружающих. Например, автомобиль сможет сообщать водителям о посадке или высадке пассажиров, а перед переходами показывать пешеходу и водителям сзади что он пропускает пешехода:
Разработкой сервисов беспилотных такси занимаются несколько других компаний. Например, Waymo планирует запустить беспилотные такси для жителей Аризоны до конца 2018 года. В 2019 году подобный сервис собирается запустить General Motors, которая к этому же году начнет серийное производство автомобилей без руля и педалей. В некоторых городах, например, в Сеуле и Сингапуре пилотные проекты беспилотных такси запустили еще в 2016 году. В России подобным проектом занимается компания «Яндекс», которая уже испытывает свои беспилотные автомобили на дорогах общего пользования Москвы.
Григорий Копиев
Компания готовится к следующему этапу сертификации
Летающий гибридный четырехместный автомобиль A5, разрабатываемый компанией ASKA, получил специальный сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиацией США. Во время экспериментальных полетов планируется собрать данные для дальнейшего прохождения процедуры получения сертификата типа, сообщает New Atlas. Инженеры не оставляют идею создать летающий автомобиль, который мог бы как передвигаться по дорогам общего пользования, так и летать. На сегодняшний день существует множество проектов такого рода и некоторые из них уже выполняют тестовые полеты, как, например, летающий автомобиль AirCar, разрабатываемый словацкой компанией Klein Vision. Недавно к числу официально допущенных к испытательным полетам прототипов присоединился летающий автомобиль A5 от компании ASKA. Проект был впервые анонсирован в 2018 году, а в январе 2023 года на выставке CES представлен первый полностью функциональный прототип. Четырехколесный автомобиль рассчитан на перевозку четырех человек, включая пилота-водителя. На земле в движение A5 приводят четыре электромотора, встроенные в колеса. Они способны разогнать автомобиль до 105 километров в час менее чем за пять секунд. Разгон с помощью колес также помогает сократить дистанцию разбега при взлете. Для полета A5 оборудован двумя складными крыльями. Во время движения по дороге они находятся в сложенном виде на крыше транспортного средства, а перед полетом автоматически разворачиваются. На них установлены шесть электромоторов с двухлопастными воздушными винтами. Два двигателя из четырех, установленных на заднем крыле, могут поворачиваться, создавая тягу в горизонтальном полете. Летающий автомобиль может подниматься в воздух вертикально с места или взлетать по-самолетному с небольшим разбегом. Кроме основных литий-ионных батарей на борту также установлен резервный бензиновый генератор. По заявлениям разработчиков, включение генератора помогает увеличить время полета на 30 минут. В итоге максимальная дальность полета составляет 402 километра. Помимо резервного мотора в целях безопасности летающий автомобиль оборудован аварийным парашютом. Недавно Aska А5 наконец получил от Федерального управления гражданской авиацией (FAA) США специальный сертификат летной годности, а также разрешение на полеты с испытательными целями. Данные, собранные в результате экспериментальных полетов, позволят в дальнейшем перейти к процедуре получения сертификата типа, открывающего дорогу к серийному производству ASKA A5. https://www.youtube.com/watch?v=d-O-sov-0S0 В отличие от A5, который имеет крылья и может летать как самолет, проект летающего автомобиля, разрабатываемый китайской компанией XPeng, будет построен по чисто мультикоптерной схеме.