Беспилотное аэротакси, разрабатываемое подразделением A3 европейского авиастроительного концерна Airbus, 31 января 2018 года совершило первый полет. Об этом в своем блоге написал руководитель команды разработчиков Зак Лаверинг. Проверки проводились на полноразмерном прототипе летательного аппарата.
Разработа аэротакси проекта Vahana началась в феврале 2016 года. Летательный аппарат с вертикальными взлетом и посадкой выполнен по схеме конвертоплана с передним и задним поворачивающимися крыльями. На консолях каждого крыла размещены по четыре электромотора с воздушными винтами.
Согласно предварительным планам, Vahana будет перевозить либо одного пассажира, либо какой-нибудь груз. Беспилотный конвертоплан получит систему уклонения от столкновения с препятствиями и другими летательными аппаратами. Выполнять полеты аэротакси будет строго по заранее заданным маршрутам, незначительно отклоняясь от них только в случае, если потребуется избежать столкновения.
Во время первого полета прототип аэротакси, названный Alpha One, вертикально взлетел на высоту пяти метров, завис на 53 секунды и плавно приземлился. Вскоре после посадки аэротакси выполнило второй полет. Испытания проводились на аэродроме A3 в Пендлтоне штата Орегон.
В испытаниях участвовал полноразмерный прототип аэротакси, имеющий в длину 6,2 метра, в ширину — 5,7 метра (по наибольшему размаху крыла) и в высоту — 2,8 метра. Максимальная взлетная масса аппарата составляет 745 килограммов. Другие подробности состоявшихся испытаний не уточняются.
Ранее подразделение A3 объявляло, что испытания прототипа аэротакси проекта Vahana будут проводиться на протяжении трех месяцев. Их планируется завершить полноценным полетом, в котором аппарат должен будет вертикально взлететь, перейти в горизонтальный полет, уклониться от неожиданного возникшего препятствия, перейти в режим вертикальной посадки, уклониться от препятствия на земле и совершить посадку.
Помимо Airbus к настоящему времени свои полноразмерные и полноценные версии беспилотных аэротакси испытали немецкая компания Volocopter и китайская Ehang. Как ожидается, аппараты этих компаний будут использоваться сервисом аэротакси в Дубае в Объединенных Арабских Эмиратах, который заработает в ближайшие пять лет.
Василий Сычёв
Прототип получил сертификат летной годности и готовится к первому полету
Американская компания Boom Supersonic приступила к рулежным испытаниям технологического демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета XB-1, который готовится совершить первый полет с аэродрома аэрокосмического центра в пустыне Мохаве. Компания также сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий проведение испытательных полетов. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Американская компания Boom Supersonic занимается разработкой экспериментального самолета-демонстратора XB-1 «Baby Boom» с начала 2010-х. С его помощью она собирается испытать ряд технологий, которые затем будут применены в сверхзвуковом пассажирском самолете Overture, рассчитанном на перевозку от 65 до 80 пассажиров с крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров. XB-1 представляет собой уменьшенную версию пассажирского самолета с двухместной кабиной в масштабе одной трети от размеров Overture. Размах оживального крыла XB-1 составляет 5,2 метра, длина фюзеляжа — 21,6 метра, взлетная масса прототипа — около шести тонн. В конструкции самолета широко используются композитные материалы, а также титан. Расположенные в хвостовой части три двигателя General Electric J85-15 работают на синтетическом топливе и выдают суммарную тягу около 55 килоньютон. Они должны разгонять «Baby Boom» до крейсерской скорости 2,2 Маха. Выкатка полностью собранного прототипа состоялась в 2020 году, а в 2022 начались испытания двигателей. Затем XB-1 перевезли из ангара компании в городе Сентенниал, расположенном в штате Колорадо, в аэрокосмический центр в пустыне Мохаве в штате Калифорния. С момента прибытия в Мохаве самолет начал проходить программу наземных испытаний. В нее включены испытания на рулежных дорожках, которые начались на прошлой неделе. Во время рулежных испытаний XB-1 разгоняется с помощью собственных двигателей, набирает определенную скорость, но не отрывается от земли. Также компания сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности в экспериментальной категории от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий испытательные полеты прототипа. https://www.youtube.com/watch?v=Hg9pHnQ4zTs Первый полет XB-1 должен состояться после завершения всех наземных испытаний. Летчики-испытатели Билл Шумейкер и Тристан Бранденбург готовятся к предстоящему полету, отрабатывая основные операции на тренажере, а также на учебно-тренировочном самолете T-38, который будет сопровождать XB-1 в его первом вылете. Успешный полет XB-1 предоставит ценные данные по различным аспектам, включая аэродинамику, воздействие звукового удара и эффективности использования синтетического топлива. Подробнее о перспективах возрождения сверхзвуковых пассажирских самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».