Дыхания больных оказалось достаточно для распространения гриппа

Медики и биологи из Университета Мэриленда показали, что вирус гриппа может распространяться воздушно-капельным путем, даже когда больной просто дышит. Авторы статьи в Proceedings of the National Academy of Sciences, рассказали, что им удалось обнаружить вирусную РНК почти в половине проб воздуха, выдыхаемого больными добровольцами, которые при этом не кашляли и не чихали.

Вирус гриппа обычно распространяется воздушно-капельным путем: напрямую, когда больной чихнул или кашлянул на слизистые оболочки здорового человека; с помощью аэрозоля или больших капель, которые образуются при чихании или кашле и содержат вибрионы (вирусные частицы); за счет прямого контакта с выделениями больного. Однако как часто грипп распространяется тем или иным путем, остается непонятно.

Авторы нового исследования под руководством профессора Дональда Милтона (Donald Milton) из Университета Мэриленда решили выяснить, распространяется ли вирус гриппа не только с помощью кашля или чихания, но и через дыхание больного человека. Ученые с декабря 2012 по март 2013 года провели скрининг 355 добровольцев — студентов университета 19-22 лет с симптомами острой респираторной инфекции. Половина участников эксперимента были мужчинами, половина — женщинами. У 142 из них обнаружили грипп, а остальные (здоровые) не принимали участия в экспериментах. У каждого участника эксперимента брали пробы из носоглотки, а на четвертый день после появления симптомов болезни брали пробы выдыхаемого воздуха. Человека на 30 минут сажали перед раструбом прибора, собирающего биоаэрозоли, и просили дышать нормально и периодически повторять алфавит. При этом он мог кашлять и чихать, если это было необходимо. За эти полчаса в приборе собирались крупные (диаметром больше пяти микрометров) и мелкие (диаметром меньше пяти микрометров и больше 50 нанометров) капельки выдыхаемого аэрозоля. Всего ученые собрали по 218 проб из носоглотки и проб дыхания. Затем исследователи проанализировали пробы из носоглотки и разные фракции аэрозоля на наличие вирусной РНК. Также, чтобы показать наличие жизнеспособных вирусов в выделениях больных, авторы работы выращивали вирусные культуры на модельных клетках собачьих почек (MCDK).

Оказалось, что вирусная РНК содержалась в 97 процентах проб из верхних дыхательных путей, в 76 процентах проб из «тонкой» фракции аэрозоля (с мелкими капельками) и в 40 процентах проб из «грубой» фракции. Жизнеспособные вирусы обнаружились в 89 процентах проб из носоглотки и 39 процентах проб с мелкими каплями аэрозоля. В статье исследователи отмечают, что вибрионы нашли в половине проб дыхания людей, которые не кашляли и не чихали во время эксперимента. Очевидно, что капли при выдыхании образовались не в результате чихания или кашля, а с помощью другого механизма. Авторы работы предположили, что крошечные капли образуются в легких при расширении и сужении бронхиол и с выдохом выходят наружу. Как было показано, они образуются во время нормального дыхания, по-видимому, во время инфекции работает тот же механизм.

Ранее исследователи предложили нетривиальные способы вакцинирования от гриппа — с помощью пластыря или закапывать ее в нос, чтобы стимулировать имунные клетки. Кроме того, выяснилось, что ожирение снижает эффективность вакцинирования, а хорошее настроение в день вакцинации наоборот, повышает. О том, почему ежегодные эпидемии гриппа неизбежны, можно прочитать в нашем материале.

Пары электронных сигарет нарушили работу человеческих нейтрофилов