Хорошее настроение повысило эффективность прививки от гриппа

Настроение в день вакцинации может повлиять на эффективность противогриппозной прививки. Это установили британские исследователи, изучившие влияние настроения и других аспектов жизни пожилых людей на выработку антител в их крови в ответ на разные вирусы гриппа. Статья опубликована в журнале Brain, Behavior, and Immunity и доступна для прочтения на сайте PubMed.

Ежегодно от эпидемии гриппа умирает от 250 до 500 тысяч человек по всему миру, бóльшая часть которых — люди пожилого возраста (от 65 лет). В настоящее время самый эффективный способ предотвращения развития заболевания — это профилактическая вакцинация. Эффективность такой вакцинации, однако, также снижается с возрастом пациента: профилактическая вакцина защищает пожилых людей от заболевания в 17–53 процентах случаев (для сравнения, эффективность воздействия таких профилактических препаратов на молодых людей — от 70 до 90 процентов).

На эффективность вакцинации, помимо возраста, влияют и другие факторы, участвующие в регуляции иммунитета: как физиологические (например, ожирение), так и психические (например, настроение), а также особенности поведения и распорядка дня (например, питание и физическая активность). Однако ранее большинство этих факторов были изучены по отдельности, что не позволяет сделать точных выводов о явном воздействии какого-либо из них на эффективность профилактической вакцинации, в особенности у людей пожилого возраста.

Авторы новой работы проверили эффективность вакцинации пожилых людей и изучили, в какой мере на нее влияют различные факторы, как психические (настроение и подверженность стрессу), так и связанные с особенностями поведения и распорядка дня (питанием, физической активностью и сном).

Для проведения исследования ученые привлекли 138 человек в возрасте от 65 до 85 лет и собрали данные об их возрасте, образовании, физических параметрах (рост и вес), а также взяли у каждого образец крови для выявления уровня противогриппозных антител (иммуноглобулина G, сокращенно IgG). Так как история получения профилактических прививок могла повлиять на эффективность лечения на момент исследования, ученые отобрали только тех, кто получил вакцину за год до начала эксперимента.

В течение шести недель до проведения вакцинации участники исследования предоставляли ученым данные о своей ежедневной активности, питании и настроении. Затем каждому из них была сделана прививка от гриппа (в день прививки участники также прошли опрос, позволявший определить их настроение). Через четыре и шестнадцать недель после прививки исследователи снова собрали у участников образцы крови — для определения кратковременной и долговременной эффективности препарата.

При анализе крови ученые проверили выработку иммуноглобулина G в ответ на штаммы вирусов гриппа A (двух подтипов: H1N1 и H3N2) и гриппа B. Анализ показал, что в крови участников исследования уровень антител, воздействующих на грипп B и подтип гриппа A H3N2, был достаточно высок еще до вакцинации. Поэтому на дальнейшем этапе исследование сосредоточилось на влиянии различных факторов на выработку антител в ответ на самый опасный из изученных вирусов — H1N1.

Ученые проверили связь между уровнем антител в крови после вакцинации и самыми разными факторами: количеством питательных веществ в диете (например, витаминов, цинка и железа) участников эксперимента, их ежедневной физической активностью, качеством сна, уровнем стресса и настроением до, во время и после введения вакцины. Ученые выяснили, что из всех факторов на уровень иммуноглобулина G в крови в ответ на H1N1 значимо влияло только настроение, причем хорошее настроение в день вакцинации имело самый большой эффект (p < 0,001) и коррелировало с повышенным уровнем антител.

Результаты, полученные учеными, указывают на важность влияния психологических аспектов на эффективность противовирусной профилактической вакцинации среди пожилых людей, которые в силу понижения иммунитета с возрастом входят в группу риска. Кроме того, для дальнейшего исследования влияния настроения на эффективность противовирусных препаратов необходимо провести эксперимент с участием представителей других возрастных групп.

Помимо факторов, влияющих на эффективность прививки от гриппа, ученые также изучают ее позитивное воздействие на различные аспекты здоровья человека. Например, здесь вы можете узнать о том, как вакцинация беременных женщин защищает от гриппа их младенцев, а здесь — о том, как вакцинация снижает риск мертворождения.