Стимуляция клеток иммунитета в носу защитит от гриппа

Исследователи из Университета Мельбурна обнаружили, что в ответ на инфекцию вирусом гриппа в верхних дыхательных путях появляются тканеспецифичные иммунные клетки памяти, которые остаются там в течение долгого времени и защищают организм от повторных инфекций. Информация о том, как стимулировать образование этих клеток без инфекции, поможет создать эффективную вакцину от гриппа, которую надо будет закапывать в нос. Работа опубликована в журнале Science Immunology.

После болезни, вызванной попаданием в организм вирусов или бактерий, воспоминание о них хранят специальные Т-клетки памяти, которые обеспечивают эффективный иммунный ответ при повторном заражении. Клетки памяти могут циркулировать по всему организму вместе с кровью, или сидеть на одном месте, в определенной ткани, тогда они называются резидентными. Резидентные клетки могут обеспечить более эффективную защиту, чем циркулирующие, в случае, если антиген преимущественно контактирует с определенной тканью.

Вирус гриппа в норме поражает верхние дыхательные пути, однако в некоторых случаях проникает в легкие, вызывая тяжелые осложнения в виде вирусной пневмонии. Также к легочной ткани тяготеют некоторые разновидности вируса, вызывающие пандемии. Поэтому внимание иммунологов до сих пор было сосредоточено на специфической защите легких. Было известно, что после инфекции в легких образуется популяция резидентных CD8+ T-клеток памяти, обеспечивающих вторичный иммунитет, которая, однако, существует довольно непродолжительное время. Иммунитет верхних дыхательных путей, то есть носоглотки, которая контактирует с вирусом в первую очередь, оставался неизученным.

В своей работе группа австралийских иммунологов показала, что носоглотка обладает собственным иммунитетом против вируса гриппа. Заражая мышей вирусом интерназально, ученые выяснили, что в ответ на инфекцию в эпителиальной ткани верхних дыхательных путей формируется популяция специфичных резидентных CD8+ T-клеток памяти, которые остаются там как минимум в течение четырех месяцев после инфекции. Повторное заражение через 120 дней показало, что популяция резидентных клеток за это время почти не уменьшилась и по-прежнему способна эффективно бороться с вирусом. Кроме того, Т-клетки, специфичные для носоглотки, предотвращали распространение вируса в легкие.

Ученые также попытались понять, какие факторы важны для образования специфичных носоглоточных Т-клеток, чтобы искусственно стимулировать этот процесс. Оказалось, стандартный набор молекулярных сигналов, необходимых для формирования резидентных клеток, таких как фактор роста TGFβ, слабо влияет на носоглоточную популяцию. Однако авторам работы удалось подобрать набор молекул-эпитопов, которые в составе вируса поспособствовали заселению мышиной носоглотки специфичными Т-клетками, что уже является шагом по направлению к разработке вакцины.

В настоящее время на рынке существуют интерназальные (то есть, вводимые через нос) формы вакцины от гриппа, содержащие живой ослабленный вирус. Их введение стимулирует образование антител против антигенов гриппа в лимфоидной ткани, прилежащей к слизистой оболочке. Эффективность таких вакцин ограничена. Авторы работы предлагают совершенно другой принцип работы вакцины, основанный на стимуляции Т-клеточного иммунитета. Если изобретение сработает на людях, возможно, вакцины от гриппа станут более эффективными и меньше будут зависеть от сезонной представленности разновидностей вируса. Подробнее о гриппе и способах борьбы с ним можно прочитать в нашем