В Москве закончился эксперимент по имитации полета на Луну

В Институте медико-биологических проблем РАН в Москве закончился эксперимент SIRIUS-17 по изучению влияние изоляции и ограниченного пространства космического корабля на психологическое и физиологическое состояние экипажа во время 17-суточной имитации полета на Луну, сообщила N + 1 пресс-служба ИМБП. Он стал первым подобным экспериментом, где экипаж состоял поровну из мужчин и женщин — и по итогам «полета» оказалось, что такой состав экипажа отличается большей сплоченностью.

Перед разработчиками будущих пилотируемых миссий к другим планетам стоит множество проблем. В первую очередь, это создание сверхтяжелой ракеты с достаточной массой полезной нагрузки, а также решение проблем с ресурсами для поддержания жизнедеятельности экипажа. Но существует и другая проблема — пока недостаточно изучены изменения физиологического и психологического состояния экипажа во время дальних космических полетов и долгой изоляции. Для изучения этих аспектов пилотируемых миссий уже проводились длительные эксперименты. Одним из самых известных и долгих экспериментов такого типа стал проект

. Он состоял из трех этапов протяженностью 14, 105 и 520 суток, во время которых экипаж из шести человек обследовали специалисты, изучавшие его физиологическое и психологическое состояние. Только в одном из трех экспериментов принимала участие женщина. В 2015 году Институт медико-биологических проблем РАН провел восьмидневный эксперимент

по имитации полета полностью женского эксперимента к Луне.

7 ноября ИМБП РАН начал новую серию экспериментов SIRIUS (Scientific International Research In Unique Terrestrial Station — международное научное исследование в уникальном наземном комплексе). Одним из ключевых отличий от аналогичных российских экспериментов, проводившихся ранее, стал смешанный экипаж из трех женщин и трех мужчин. Во время первого 17-дневного этапа, закончившегося 24 ноября, специалисты института замеряли множество показателей жизнедеятельности экипажа: микробиологические показатели, двигательную и шумовую активность, и психологическое состояние.

Во время эксперимента экипаж проводил имитацию полета к Луне, выход на ее орбиту и возвращение к Земле. Например, на специальном моделирующем стенде проводилась симуляция стыковки разрабатываемого корабля «Федерация» с разгонным блоком на орбите Земли и моделирование удаленного управления луноходом с помощью шлема виртуальной реальности. Помимо этого экипаж тестировал костюмы, которые будут применяться в корабле «Федерация». В последние дни экипаж был лишен сна в течение 36 часов, а также испытывал ограничения в еде.

Днем 24 ноября организаторы эксперимента открыли люк жилого модуля, после чего экипаж отдал рапорт о проведенной миссии. Но на этом закончилась только активная часть эксперимента, до 5 декабря участники будут проходить фоновые обследования физиологических и психологических показателей, результаты которых будут сравниваться с аналогичными обследованиями, проведенными до начала 17-суточной изоляции.

Руководитель «психологической части» проекта, заведующий лабораторией ИМБП Вадим Гущин, сказал N + 1, что делать окончательные выводы о результатах эксперимента еще рано, однако о некоторых наблюдениях можно сказать уже сейчас.

«Оказалось, что степень сплоченности, уровень взаимодействия у этого экипажа была выше, чем у экипажей, состоявших только из мужчин или с одной только женщиной. Кроме того, мы обнаружили, что ряд методов психологической поддержки подходят именно женщинам: на них лучше всего влияли растения, которые выращивались на борту „корабля“, их вид, запах значительно лучше влиял на них, чем на мужчин», — сказал Гущин.

Он добавил, что экипажу очень понравилась работа с тренажерами виртуальной реальности, даже во время депривации сна они охотно работали с тренажерами стыковки, дистанционного управления роботом.

Специалисты института будут обследовать не только участников полета, но и сам жилой модуль — на микробиологическое загрязнение его поверхностей. Недавно NASA также проводило изоляционный эксперимент, и выяснило, что после тридцатидневного нахождения людей в изолированном модуле в нем выросло количество некоторых видов грибов, причем часть из них считаются потенциально опасными для людей.

Во время всего эксперимента мы публиковали дневники экипажа эксперимента, в которых они подробно рассказывали о его этапах и личных впечатлениях.

В пыли внутри МКС нашли стойкие органические загрязнители