Органику на Церере назвали местной

Органические вещества, найденные на Церере зондом Dawn, вероятнее всего, возникли на карликовой планете, а не были занесены туда другими астероидами или кометами, сообщили ученые из Северо-западного исследовательского института (SwRI) на 49-й ежегодной встрече отдела планетарных наук Американского астрономического общества.

Межпланетный аппарат Dawn («Рассвет») стартовал с Земли 10 лет назад, в сентябре 2007 года, посетил астероид Веста, а с 2015 года исследует карликовую планету Цереру. Здесь он обнаружил, в частности, невероятно яркие белые пятна, вероятно, состоящие из отложений солей и криовулкан высотой в пять километров. Данные, полученные с помощью картирующего спектрометра видимого и инфракрасного диапазона на борту зонда показали, что на поверхности Цереры, в районе 50-километрового кратера Эрнутет, есть пятно, насыщенное органическими веществами, площадью около тысячи квадратных километров.

В частности, ученые обнаружили спектральные линии метила (CH3) и метилена (CH2), функциональных групп, типичных для алифатических углеоводородов, похожих на земные минералы — асфальтиты и кериты. Органика могла быть занесена на Цереру мелкими астероидами или возникнуть на месте. От ответа на этот вопрос зависят наши представления об истории Солнечной системы, пути появления органических веществ и, в конечном счете, о появлении жизни.

Группа под руководством Симоны Марчи (Simone Marchi) решила выяснить, могли ли астероиды или кометы доставить органику на Цереру. С помощью компьютерного моделирования они просчитали параметры падения на карликовую планету объектов разного размера и разных начальных скоростей.

Результаты расчетов показали, что кометы должны падать на Цереру со слишком высокой скоростью — органические молекулы не могли бы выдержать столь высоких давлений и температур. Астероиды, однако, должны были падать с меньшими скоростями, и в этом случае в целости могло остаться около 20-30 процентов исходной органики. Однако «пятна» с большим количеством органики расположены на Церере совсем не в тех регионах, куда могут падать небольшие астероиды главного пояса.

«Эти данные показывают, что органика, вероятнее, всего возникла на Церере», — говорит Марчи.

Межпланетные аппараты нашли в Солнечной системе множество следов органических соединений в Солнечной системе. В списке небесных тел, «обжитых» органикой — Марс, Титан, Седна, Энцелад и Плутон, а кроме того, комета Чурюмова —Герасименко.

«Джеймс Уэбб» увидел потерю газа далекой затухающей массивной галактикой