Принудительный каршеринг уменьшил загруженность улиц Джакарты вдвое

Исследователи из Гарвардского университета и Массачусетского технологического института (MIT) выяснили, что отмена принудительного каршеринга в столице Индонезии Джакарте спровоцировала увеличение количества пробок. Как следствие, скорость движения по центральным улицам города упала почти вдвое. Исследование опубликовано в Science.

В столице Индонезии Джакарте

около 30 миллионов человек. Это второй по величине мегаполис на планете после Токио. Но в отличие от японской столицы, где помимо автобусов и трамваев

разветвленная сеть железных дорог и метро, в Джакарте большую часть общественного транспорта

автобусы. Также есть небольшая железнодорожная сеть, а метро только строится. Поэтому и общественный транспорт, и частные автомобили используют одни и те же перегруженные улицы. По данным недавнего

, в среднем за год водители в Джакарте останавливают и снова запускают двигатель в пробках 33 200 раз, это самый высокий показатель в мире. Для сравнения, в Москве — этот показатель составил около 28 700, а в Нью-Йорке — 16 300 раз за год.

Из-за постоянных пробок власти Джакарты ввели в 2004 году правило «три в одной». В утренние (с 7.00 до 10.00) и в вечерние (с 16.30 до 19.00) часы пик во всех частных автомобилях, въезжающих в центр города, должно находиться не менее трех человек. При въезде в зону ограничений дежурили полицейские, которые штрафовали нерадивых водителей. Штраф мог достигать 500 тысяч рупий (примерно 2250 рублей).

Весной 2016 года городские власти неожиданно объявили об упразднении правила, и через неделю оно было отменено. Авторы новой статьи после этого объявления решили проверить влияние правила «три в одной» на возникновение пробок и скорость движения в центре города. Для этого, за 2,5 дня до отмены закона они с помощью API Google Maps начали собирать со смартфонов пользователей анонимные данные о скорости движения машин в потоке. Аналогичные данные исследователи собирали и после упразднения правила. Также ученые использовали алгоритм Google, чтобы предсказать ожидаемое время поездки для каждого маршрута, дня недели и времени начала поездки.

Исследователи собирали данные о движении по одной из самых загруженных магистралей города, Джалан Судирман (Jalan Sudirman), на которой действовало правило «три в одной». На этой улице расположены фондовая биржа, офисы корпораций и крупные торговые центры. Также ученые собирали данные и с помощью алгоритма Google предсказывали время поездки на двух параллельных Джалан Судирман улицах, на которых это правило никогда не действовало. Дополнительно исследовали собрали данные о трафике на улице Джалан Гатот Суброто (Jalan Gatot Subroto), где действовали ограничения, и на восьми соседних с нею улицах (путях объезда), на которых правило «три в одной» никогда не действовало.

Данные показали, что после отмены ограничения время, которое потребовалось, чтобы проехать один километр по Джалан Судирман в утренние часы пик выросло примерно на две трети — с 2,1 до 3,1 минуты на километр, а в вечерние часы пик — почти вдвое, с 2,8 до 5,3 минут на километр. Средняя скорость утром уменьшилась с 28 до 19 километров в час, а вечером — с 21 до 11 километров в час. Авторы работы отмечают, что скорость потока после отмены «три в одной» упала не только в часы пик. В дневные часы и вечером, с 19.00 до 20.00, ограничение никогда не действовало, однако после его отмены время движения в среднем стало медленнее на две минуты на километр. Загруженность параллельных, «свободных от ограничения» улиц, тоже выросла. На другом маршруте ситуация оказалась аналогичной.

Авторы исследования предположили, что, возможно, после отмены правила «три в одной» водителей на дороге стало больше; люди, которых раньше подвозили, стали садиться за руль сами. Если человек поехал на своем автомобиле в офис, возможно, он и в течение дня будет ездить, увеличивая загруженность улиц в дневные часы. Другим объяснением может быть то, что после снятия ограничения движение на центральных улицах практически остановилось, так что водителям, чтобы добраться до места назначения, приходилось искать маршруты объезда, тем самым увеличивая трафик на многих центральных улицах.

Проблемы пробок в мегаполисах пытаются решить не только принудительным каршерингом или ограничением въезда в загруженные районы, но и разработкой летающих машин. Несколько компаний, в том числе Toyota уже представили прототипы или коммерческие версии летающих автомобилей, а нидерландская компания PAL-V обещает поставить первые машины заказчикам уже в 2018 году.

Екатерина Русакова