Словацкая компания AeroMobil представила первую коммерческую модель летающего автомобиля собственной разработки и открыла предзаказ. Презентация AeroMobil прошла на выставке Top Marques в Монако.
Концепция гибридного транспортного средства в виде летающего автомобиля (или ездящего по дорогам самолета) была реализована еще в первой половине XX века — например, аппарат Airphibian был построен в 1946 году. Несмотря на то, что разработки в этой области ведутся уже давно, серийно выпускаемые модели летающих машин все еще экзотика. Одна из современных разработок в области летающих автомобилей — словацкий проект Aeromobil, который посвящен разработке летающего автомобиля, у которого складываются крылья для передвижения по дорогам. Первый летающий прототип Aeromobil 2.5 был представлен в 2013 году.
Представленная в Монако коммерческая версия AeroMobil оснащена двухлитровым четырехцилиндровым ДВС, который приводит в движение ротор в полете и питает генератор. За перемещение по земле отвечает пара 80-киловаттных электродвигателей, которые приводят в движение передние колеса. На полном 90-литровом баке машина может пролететь около 750 километров, а на земле автомобиль расходует 4,2 литра на 100 километров пути (для ездового цикла NEDC).
В самолетном режиме у AeroMobil размах крыла 8,8 метра, при этом длина транспортного средства составляет 5,8 метра в режиме самолета и почти шесть метров в режиме автомобиля из-за выступающих сзади сложенных крыльев. Максимальная взлетная масса AeroMobil составляет 960 килограммов, из них 240 килограммов это полезная нагрузка.
Летающий автомобиль будет выпущен ограниченной партией не более 500 экземпляров. Цена AeroMobil составит от 1,2 до 1,5 миллионов евро в зависимости от выбранных заказчиком дополнительных опций.
Стоит отметить, что в 2015 году во время тестового полета прототип Aeromobil 3.0 потерял управление, перешел в штопор и упал на землю с высоты свыше 250 метров. Пилот успел активировать баллистический парашют и отделался незначительными травмами, однако после этого компания не опубликовала никаких подробностей о произошедшем инциденте, поэтому о причинах аварии до сих пор ничего неизвестно.
Aeromobil не первая компания, планирующая серийно выпускать летающие автомобили. В феврале 2017 года нидерландская компания PAL-V начала принимать заявки на новый летающий автомобиль Liberty, первые покупатели получат машину в 2018 году. Также существует американский аппарат Terrafugia Transition, но он позиционируется в первую очередь как самолет, способный передвигаться по дорогам, а не как автомобиль, способный летать.
Подобными разработками интересуются и в России — например, в январе 2017 года Фонд перспективных исследований России объявил конкурс на разработку летающего автомобиля для спасателей.
И полетал на нем в костюме имперского штурмовика из вселенной «Звездных войн»
Польский изобретатель и основатель стартапа, создавшего одноместный дрон Jetson One, Томаш Патан (Tomasz Patan) представил новый проект — ховербайк Volonaut Airbike. Это одноместный летательный аппарат на реактивной тяге с вертикальным взлетом и посадкой, способный разгоняться до 200 километров в час. Конструкция Airbike выполнена из углеродного волокна с применением 3D-печати, что, по заявлению разработчика, позволило сделать аппарат в семь раз легче обычного мотоцикла. Для зависания на одном месте и облегчения управления применяется автоматическая система стабилизации, а компактные размеры и отсутствие пропеллеров позволяют ховербайку перемещаться в ограниченных пространствах, например, среди деревьев в лесу. Проект недавно вышел из режима скрытой разработки и опубликовал несколько видео с тестовыми полетами. В одном из них полет происходит среди деревьев и кустарников, а пилот был одет в костюм имперского штурмовика из вселенной «Звездных войн». Возможные сроки появления ховербайка в продаже и цена пока не уточняются.