Словацкая компания AeroMobil представила первую коммерческую модель летающего автомобиля собственной разработки и открыла предзаказ. Презентация AeroMobil прошла на выставке Top Marques в Монако.
Концепция гибридного транспортного средства в виде летающего автомобиля (или ездящего по дорогам самолета) была реализована еще в первой половине XX века — например, аппарат Airphibian был построен в 1946 году. Несмотря на то, что разработки в этой области ведутся уже давно, серийно выпускаемые модели летающих машин все еще экзотика. Одна из современных разработок в области летающих автомобилей — словацкий проект Aeromobil, который посвящен разработке летающего автомобиля, у которого складываются крылья для передвижения по дорогам. Первый летающий прототип Aeromobil 2.5 был представлен в 2013 году.
Представленная в Монако коммерческая версия AeroMobil оснащена двухлитровым четырехцилиндровым ДВС, который приводит в движение ротор в полете и питает генератор. За перемещение по земле отвечает пара 80-киловаттных электродвигателей, которые приводят в движение передние колеса. На полном 90-литровом баке машина может пролететь около 750 километров, а на земле автомобиль расходует 4,2 литра на 100 километров пути (для ездового цикла NEDC).
В самолетном режиме у AeroMobil размах крыла 8,8 метра, при этом длина транспортного средства составляет 5,8 метра в режиме самолета и почти шесть метров в режиме автомобиля из-за выступающих сзади сложенных крыльев. Максимальная взлетная масса AeroMobil составляет 960 килограммов, из них 240 килограммов это полезная нагрузка.
Летающий автомобиль будет выпущен ограниченной партией не более 500 экземпляров. Цена AeroMobil составит от 1,2 до 1,5 миллионов евро в зависимости от выбранных заказчиком дополнительных опций.
Стоит отметить, что в 2015 году во время тестового полета прототип Aeromobil 3.0 потерял управление, перешел в штопор и упал на землю с высоты свыше 250 метров. Пилот успел активировать баллистический парашют и отделался незначительными травмами, однако после этого компания не опубликовала никаких подробностей о произошедшем инциденте, поэтому о причинах аварии до сих пор ничего неизвестно.
Aeromobil не первая компания, планирующая серийно выпускать летающие автомобили. В феврале 2017 года нидерландская компания PAL-V начала принимать заявки на новый летающий автомобиль Liberty, первые покупатели получат машину в 2018 году. Также существует американский аппарат Terrafugia Transition, но он позиционируется в первую очередь как самолет, способный передвигаться по дорогам, а не как автомобиль, способный летать.
Подобными разработками интересуются и в России — например, в январе 2017 года Фонд перспективных исследований России объявил конкурс на разработку летающего автомобиля для спасателей.
Полет проходил в режиме дистанционного управления
Прототип электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace совершил успешный испытательный полет на аэродроме Котсуолд в Англии. В процессе испытания дистанционно управляемый летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой достиг скорости 70 километров в час. Это первый свободный полет прототипа, который до этого поднимался в воздух лишь со страховочными тросами, сообщает Bloomberg. Видео полета опубликовано на YouTube-канале компании. Проект серийного электрического аэротакси был представлен в 2020 году. Это высокоплан с прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле размещены четыре балки с электромоторами и воздушными винтами. Передние четыре винта пятилопастные и поворотные, а задние четырехлопастные имеют фиксированное положение. Размах крыла аэротакси 15 метров, а длина — 11 метров. Кабина рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Планируется, что аэротакси сможет пролетать 190 километров на скорости до 320 километров в час. Vertical Aerospace планирует продолжать тесты в рамках подготовки к первому пилотируемому полету. Если все пройдет успешно, то компания надеется пройти сертификацию в 2026 году.