Фонд перспективных исследований России объявил конкурс на разработку летающего автомобиля для спасателей. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил ведущий консультант направления физико-технических исследований фонда Ян Чибисов. По его словам, предложения российских разработчиков будут приниматься до 28 апреля 2017 года.
В ходе спасательных операций специалистам нередко бывает нужно как можно быстрее и как можно ближе подобраться к месту происшествия. Обычно для этого используются вертолеты, однако они не всегда могут близко подлететь к нужной точки, поскольку рядом может не оказаться нужной посадочной площадки.
Новый летающий автомобиль сможет взлетать и садиться вертикально на площадку со сторонами не менее 50 на 50 метров. После посадки машина сможет по пересеченной местности доехать до нужного места. Летающий автомобиль получит автоматическую систему управления, но при этом его не нельзя будет эксплуатировать в роли беспилотника.
Предполагается, что новый летающий автомобиль будет предназначен для перевозки людей и грузов общей массой до тонны. «Речь идет о полноценном летательном аппарате, но с транспортной и пилотируемой доступностью автомобиля. До сих пор существует большая разница между пилотом и водителем автомобиля. Эту разницу надо стереть — такая сверхзадача», — рассказал Чибисов.
После рассмотрения предложений участников конкурса Фонд перспективных исследований определит победителя. С ним планируется заключить контракт на разработку аванпроекта летающего автомобиля. Стоимость соглашения составит до трех миллионов рублей. По условиям контракта, разработка аванпроекта должна будет занять не более 12 месяцев.
В июле прошлого года компания Toyota запатентовала летающий автомобиль с изменяемой формой корпуса и складным крылом. Согласно патенту, в режиме автомобиля крыло складывается под люки в задней части машины. Перед полетом люки открываются, а крыло раскладывается. Затем люки, выполненные из гибкого материала, снова закрываются, меняя форму и делая корпус машины более обтекаемым.
Василий Сычёв
Достроят его в конце 2025 года
На петербургском Балтийском заводе спущен на воду атомный ледокол «Якутия» — третий из пяти запланированных ледоколов проекта 22220, которые должны заменить в Северном ледовитом океане советские атомные ледоколы типа «Арктика» и «Таймыр». О спуске на воду сообщил телеграм-канал Балтийского завода. Ледоколы проекта 22220 (тип ЛК-60Я) разрабатывает конструкторское бюро «Айсберг». Главная их особенность и отличие от советских атомоходов — двухосадочность. На борту судов этого типа есть балластные цистерны. При работе в океане цистерны заполняются водой и осадка составляет 10,5 метра. Если нужно зайти в устье сибирской реки — например, Енисея — цистерны опустошаются и осадка уменьшается до 8,55 метра. В советское время для двух этих задач пришлось построить два типа атомных ледоколов. «Арктика» и ее «одноклассники» работали в океане, а «Таймыр» и однотипный с ним «Вайгач» благодаря малой осадке могли заходить в реки, где они встречали караваны судов для проводки по Северному морскому пути. На ледоколах проекта устанавливаются два водо-водяных реактора РИТМ-200 мощностью по 60 мегаватт. Перегрузка топлива для них требуется один раз в семь лет. Водоизмещение судна составляет 33,5 тысячи тонн при длине 173,3 метра и ширине 34 метра. Скорость ледокола — до 22 узлов (41 километр в час) по чистой воде. При проводке судов он сможет преодолевать лед толщиной до 2,9 метра. Первое судно проекта 22220 — атомный ледокол «Арктика» — было спущено на воду в 2016 году, а годом позднее на воду спустили судно «Сибирь», в 2019 году спустили на воду «Урал», а 2020 году «Арктику» официально включили в состав флота. «Якутия» была заложена на Балтийском заводе в конце мая 2020 года, спущена на воду 22 ноября 2022 года, а строительство планируется закончить в декабре 2025 года. Предполагаемый срок службы ледокола — 40 лет. На том же Балтийском заводе в 2018 году была построена плавучая атомная станция «Академик Ломоносов» с двумя реакторами электрической мощностью до 35 мегаватт каждый и тепловой — до 150 мегаватт. Сейчас она обеспечивает теплом и электроэнергией Чукотку.