Новые древние: невадский бегун, хромой орнитомимозавр и антиатласская рыбина

Рассказываем о палеонтологических новинках октября

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Всем привет, это Семён Морозов, палеонтологический редактор N + 1. Перед вами третий выпуск ежемесячного блога о новых видах динозавров и других доисторических животных. В октябре с динозаврами было негусто: официально описан только один вид нептичьих динозавров, а еще вышла статья с двумя потенциально новыми таксонами. Впрочем, иногда (довольно редко) бывают месяцы и вовсе без новых динозавров, как, например, январь этого года, так что нам еще повезло. Других новых харизматичных рептилий мезозоя в минувшем месяце не было, а среди остальных новых древних наиболее интересны саблезубое млекопитающее из семейства нимравид (о нем можно прочитать в нашей новостной заметке) и пластинокожая рыба (о ней расскажу я).

Бегун из Невады

Итак, встречайте невадодромея (Nevadadromeus schmitti) — небольшого растительноядного динозавра, которого описал Джошуа Бонди (Joshua W. Bonde) вместе с коллегами. Родовое название переводится как «бегун из Невады», а видовое дано в честь геолога Джеймса Шмитта (James G. Schmitt), изучавшего формацию Уиллоу-Танк (Willow Tank Formation), из отложений которой происходят окаменелости динозавра.

Имя динозавра, впрочем, известно с прошлого года, когда авторы представили находку публике, но так как оно не было опубликовано вместе с описанием в научной статье, то считалось nomen nudum (то есть «голым названием»). Теперь же оно стало официальным.

Палеонтологи отнесли невадодромея к подсемейству тесцелозаврин (Thescelosaurinae) семейства тесцелозаврид (Thescelosauridae) — примитивных родственников утконосых динозавров.

Невадодромей обнаружен в сеноманских отложениях, возраст которых составляет от 100,5 до 93,9 миллиона лет назад — это самый древний известный представитель тесцелозаврин в Северной Америке, так как предыдущие находки были не старше 72 миллионов лет.

Посмотреть на окаменелости невадромея, его художественную реконструкцию и авторов описания можно в этом видео.

Хромой орнитомимозавр

В позднем мелу Северная Америка была разделена Западным внутренним морем на два островных континента: Ларамидию на западе и Аппалачию на востоке. Фауна Ларамидии хорошо известна: к ней относятся, к примеру, такие звезды палеонтологии, как тираннозавр и трицератопс. А вот о фауне Аппалачии известно гораздо меньше: в восточной части Северной Америки обнаженные верхнемеловые породы представлены в основном морскими отложениями, в которых окаменелости динозавров и других наземных животных встречаются редко — да и те, как правило, фрагментарны.

О новой находке динозавров из Аппалачии в прошлом месяце рассказали Чинзориг Цогтбаатар (Chinzorig Tsogtbaatar) и его коллеги: они описали окаменелости орнитомимозавров, которые известны также как страусоподобные динозавры. Ископаемые остатки были обнаружены в эстуарных отложениях формации Юто (Eutaw Formation) на северо-востоке штата Миссисипи, возраст которых находится в пределах сантона (от 86,3 до 83,6 миллиона лет).

Ученые воздержались от выделения этих динозавров в новые виды, так как ископаемые остатки были разрозненными, а некоторые кости и вовсе патологически деформированы. Однако морфологические и гистологические данные указывают на то, что окаменелости принадлежат двум морфотипам — крупному и среднеразмерному, — которые, вероятнее всего, представляют два разных таксона.

Подробнее об этой находке можно прочитать в нашей новостной заметке. Я же хочу обсудить очень интересный, на мой взгляд, момент. Чинзориг Цогтбаатар и его коллеги (практически в том же составе) в октябре опубликовали еще одну работу, которая посвящена патологии крупного орнитомимозавра — перелому второй плюсневой кости на правой ноге. Палеонтологи предположили, что кость орнитомимозавру сломал хищник или агрессивный сородич.

Интересно здесь то, что травма привела к развитию остеомиелита и к появлению в костномозговой полости патологической костной ткани, которая по своему строению и характеру отложения напоминает медуллярную кость.

Медуллярная кость у самок современных птиц образуется в период откладывания яиц и служит главным источником кальция, который необходим для скорлупы. Когда похожую костную ткань обнаружили в ископаемых костях нептичьих динозавров, палеонтологи сделали вывод, что особи с этой тканью — самки.

Однако последующие исследования (1, 2) показали, что медуллярную кость довольно сложно отличить от патологической ткани. Работа Цогтбаатара и его коллег еще больше усложняет ситуацию, так как равномерное отложение в костномозговой полости раньше считали отличительным признаком медуллярной кости — но таким же образом отложилась патологическая эндостальная кость у исследованного орнитомимозавра, а внешние признаки патологии на этом участке кости отсутствуют. Авторы считают, что необходимо соблюдать осторожность при идентификации медуллярной кости.

Рыба из Антиатласа

А теперь расскажу о новой пластинокожей (панцирной) рыбе, или плакодерме (Placodermi), которую описали Мелина Джоббинс (Melina Jobbins) и ее коллеги. Окаменелости нескольких особей обнаружили в Марокко, в девонских отложениях восточной части Антиатласа, возраст которых находится в пределах фамена (от 372,2 до 358,9 миллиона лет).

Палеонтологи назвали рыбу Amazichthys trinajsticae. Родовое название дано в честь самоназвания берберов (амазиг), а видовое — в честь австралийской исследовательницы позвоночных Кейт Тринайстик (Kate Trinajstic), которая внесла большой вклад в изучение плакодерм и других ранних позвоночных (мы недавно писали об одной из работ ее команды — плакодермах с окаменевшими сердцами и другими внутренними органами).

Амазихтис интересен тем, что у некоторых образцов сохранились очертания тела — это редкая удача. Благодаря этому нам известно, что вид обладал гетероцеркальным хвостовым плавником (то есть с увеличенной верхней лопастью) и боковым килем вдоль хвостового стебля. Эти черты указывают на то, что амазихтис бороздил морские просторы, а не жался ко дну (то есть был пелагическим пловцом), причем на довольно больших скоростях.