Эоценового саблезубого хищника назвали в честь кота Пангура Бана из ирландского стихотворения IX века

Он жил 40-37 миллионов лет назад

Палеонтологи описали саблезубого хищника из семейства нимравид, который жил на территории современной Калифорнии 40-37 миллионов лет назад. Вид получил название Pangurban egiae — в честь белого кота из ирландского стихотворения IX века. Как отмечается в статье для журнала Biology Letters, находка этого вида позволяет реконструировать среднеэоценовый экологический сдвиг на юго-западе Северной Америки, одним из проявлений которого был рост числа гиперплотоядных млекопитающих.

Знаменитые саблезубые кошки (Machairodontinae) не были единственными хищными млекопитающими с гипертрофированными верхними клыками. Помимо них этим признаком независимо обзавелись близкие к кошачьим барбурофелиды (Barbourofelidae) и нимравиды (Nimravidae), а также так называемые сумчатые саблезубые из отряда спарассодонтов (Sparassodonta). Впервые же саблезубые хищники из числа млекопитающих появились в подсемействе Machaeroidinae, которое в свою очередь относилось к семейству оксиенид (Oxyaenidae). Представители этой группы жили в Азии и Северной Америке в позднем палеоцене и эоцене, 55,8–39,7 миллиона лет назад.

Минувшей весной команда палеонтологов под руководством Эшли Поуста (Ashley W. Poust​) из Музея естественной истории в Сан-Диего описала один из древнейших видов саблезубых оксиенид, который получил название Diegoaelurus vanvalkenburghae. Это млекопитающее размером с рысь обитало во влажных лесах на территории нынешней Южной Калифорнии в среднем эоцене, около 42 миллионов лет назад.

В новой публикации Поуст его коллеги описали еще одного раннего саблезубого хищника из Южной Калифорнии. Проанализировав фрагмент верхней челюсти с двумя премолярами, который был обнаружен на позднеэоценовой формации конгломерат Померадо в 1997 году и до сих пор приписывался гиенодону (Hyaenodon), исследователи пришли к выводу, что на самое деле он принадлежал представителю неизвестного ранее вида и рода нимравид. Авторы дали ему латинское название Pangurban egiae. Родовое имя отсылает к ирландскому стихотворению IX века о белом коте Пангуре Бане, а видовое дано в честь Наоко Эги (Naoko Egi), специалистки по эволюции хищных млекопитающих.

Авторы подчеркивают, что P. egiae является одним из самых древних известных науке нимравид. Несколько более ранних образцов из Мьянмы и США сохранились недостаточно хорошо, чтобы их можно было включить в филогенетический анализ. Новая находка позволяет существенно расширить представления об эволюционной истории нимравид. Согласно традиционным взглядам, эта группа возникла в Восточной Азии в среднем эоцене, после чего расселилась в Северную Америку (позднее некоторые североамериканские виды колонизировали Европу и, повторно, Азию). Присутствие P. egiae на территории современной Калифорнии уже 40-37 миллионов лет назад свидетельствует, что нимравиды добрались до Северной Америки очень быстро.

Несмотря на то, что от P. egiae осталось всего два зуба и фрагмент челюсти, этого оказалось достаточно, чтобы реконструировать его диету. По мнению Поуста и его коллег, данный вид был гиперплотоядным (то есть доля мяса в его рационе превышала 70 процентов). Вероятно, жертв он убивал с помощью характерных для нимравид гипертрофированных клыков. Столь высокая специализация к хищному образу жизни у одного из самых ранних видов нимравид указывает, как быстро эта группа эволюционировала в сторону гиперплотоядности.

Находка P. egiae также помогла лучше понять экологический переход, который происходил на юго-западе Северной Америки с середины эоцена до начала олигоцена. Тогда в местной фауне млекопитающих значительно выросла доля гиперплотоядных видов, в основном за счет миграций из Азии. Авторы предполагают, что этот сдвиг связан с климатическими и экологическими изменениями. В среднем и позднем эоцене юго-запад Северной Америки стал получать меньше осадков, из-за чего влажные джунгли уступили место листопадным лесам и мозаичным ландшафтам. В результате численность мелкой добычи, например, приматов и насекомых. сократилась, что способствовало эволюции специализированных хищников на крупных животных. Кроме того, эволюции нимравид и других крупных хищников способствовало вымирание в среднем эоцене саблезубых оксиенид, такие как D. vanvalkenburghae.

Ранее мы рассказывали о том, как палеонтологи реконструировали рацион и охотничьи повадки гомотерия Homotherium serum — крупной саблезубой кошки, которая обитала в плейстоцене на территории Северной Америки. Анализ микроизноса и изотопного состава зубов этих хищников показал, что они охотились на крупных травоядных, обитавших на травянистых равнинах, например, молодых мамонтов. При этом они применяли уникальную для кошек охотничью стратегию — загоняли добычу, причем нередко действовали группами.

Найденные в XIX веке ископаемые указали на каннибализм среди раннеюрских рыб