Новые древние: карликовый титанозавр, длинношеий серпентизухопс и гигантская выдра

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Всем привет, это Семён Морозов, палеонтологический редактор N + 1. Я продолжаю свой блог о новых видах динозавров и других доисторических животных (вот ссылка на предыдущую часть). В этот раз я расскажу о видах, описанных в сентябре.

Бог из тумана

Сентябрь преподнес нам нового теропода из семейства абелизаврид. Эти хищные динозавры известны своими крохотными руками и короткими мордами. Окаменелости были найдены в аргентинской формации Портесуэло (Portezuelo Formation), возраст которой датируется туронским и коньякским ярусами верхнего мела (в пределах 93,9–86,3 миллиона лет). Маттия Байяно (Mattia A. Baiano) совместно с коллегами назвал новый вид Elemgasem nubilus: родовое имя дано в честь бога теуэльче Элемгасема, а видовое переводится с латыни как «туманный» — отсылка к стойкому туману, который сопровождал раскопки.

Палеонтологи изучили гистологическое строение костей динозавра и определили, что ему на момент гибели было не менее восьми лет. При этом он, вероятно, уже достиг половой зрелости, но продолжал расти.

Палеонтологическая летопись семейства охватывает юрский и меловой периоды, однако в туронском ярусе мела абелизавриды представлены всего парой видов, а из коньяка и вовсе до сих пор не были известны. Элемгасем заполняет этот пробел.

Затаившийся зауроподоморф

Вторая новинка сентября целый век скрывалась от нас под другим именем. Окаменелости этого динозавра были найдены в 1922 году в отложениях формации Троссинген (Trossingen Formation), возраст которых датируется норийским и рэтским ярусами верхнего триаса (в пределах 227–201,3 миллиона лет назад). Тогда в них опознали примитивного зауроподоморфа платеозавра (Plateosaurus).

Теперь же Омар Рафаэль Регаладо Фернандес (Omar Rafael Regalado Fernández) и Ингмар Вернебург (Ingmar Werneburg) заново изучили эти окаменелости и на их основе описали новый вид: Tuebingosaurus maierfritzorum. Его родовое название дано в честь города Тюбинген, возле которого были найдены окаменелости, а видовое образовано от фамилий Вольфганга Майера (Wolfgang Maier) и Уве Фрица (Uwe Fritz). Юбилею первого (он внес значительный вклад в изучение эволюции позвоночных) посвящен номер журнала Vertebrate Zoology, в котором опубликована статья, а второй работает в этом журнале главным редактором.

Работа группы Фернандеса показывает, что тюбингозавр занимает более продвинутое положение на эволюционном дереве, нежели платеозавр. Авторы призывают пересмотреть другие ископаемые остатки, прежде отнесенные к платеозаврам, — вполне возможно, что среди них будут обнаружены и другие новые виды.

Карликовый титан

Зауроподы, такие как диплодок, брахиозавр или бронтозавр (последний род «воскресили» несколько лет назад), славятся своими гигантскими размерами. Однако среди них встречаются и карликовые формы. Как правило, такие зауроподы мельчали из-за так называемого островного эффекта — когда крупные животные на островах уменьшаются в размерах, а мелкие увеличиваются — или из-за разделения ниш с другими видами.

В этом сентябре Бруну Наварро (Bruno A. Navarro) и его коллеги описали карликового зауропода из группы титанозавров, который получил название Ibirania parva. Его длина не превышает 5,7 метра, что делает его одним из самых маленьких зауропод.

Окаменелости ибирании были обнаружены в бразильской формации Сан-Жозе-ду-Риу-Прету (São José do Rio Preto), возраст которой находится в пределах 86,3–72,1 миллиона лет (относится к группе Бауру). Гистология костей голотипа говорит о том, что это была действительно взрослая (даже стареющая) особь, а не молодое животное, которое еще могло бы вырасти.

Родовое название зауропода можно перевести как «странница Ибиры» (это муниципалитет, на территории которого были найдены окаменелости) или же — если перевести само слово «Ибира» — как «древесная странница» (имеется в виду пищевое поведение динозавра). Видовое же название означает «маленькая».

Многие другие титанозавры, найденные в отложениях Бауру, тоже не отличаются огромными размерами: их длина составляет от 8 до 12 метров. Но здесь в те времена не было островов, поэтому измельчание всех этих зауропод нельзя объяснить островным эффектом. Наварро и его коллеги, тем не менее, объясняют их маленькость со ссылкой на тот же самый механизм — и говорят, что виноват засушливый климат. Из-за него крупные животные здесь, как это происходит и на островах, измельчали из-за ограниченности пищевых ресурсов. Кроме того, филогенетический анализ показывает, что ибирания относится к сальтазавринам (Saltasaurinae) — а представители этой группы в принципе не отличаются большими размерами.

Кстати, именно этому зауроподу принадлежат пораженные остеомиелитом кости с паразитами внутри — об этом я рассказывал в материале «Пассажир из мезозоя».

Летучий рыбак

На этом сентябрьские динозавры закончились, переходим к другим доисторическим животным. Этот список открывает новый вид птерозавров, летающих ящеров. Его окаменелости обнаружили в пустыне Намиб в Анголе, в местонахождении Бентиаба (Bentiaba), которое относится к формации Мукуио (Mucuio Formation). Возраст пород Бентиабы составляет примерно 71,64–71,4 миллиона лет (верхний мел).

Александра Фернандеш (Alexandra E. Fernandes) и ее коллеги описали двух особей (голотип и паратип) птерозавра с размахом крыльев 4,7 и 5,6 метра. Нового птерозавра ученые назвали Epapatelo otyikokolo, что в переводе с языка народа ньянека означает «крылатая ящерица» (так же переводится и само слово «птерозавр»). И допускают, что шестиметровый размах явно не предел, — об этом говорят фрагментарные остатки более крупных птерозавров из Бентиабы (которые, возможно, принадлежат этому же виду). Окаменелости эпапатело были извлечены из морских отложений, поэтому палеонтологи считают, что этот птерозавр добывал пищу в море.

Новый вид переворачивает классификацию семейства никтозаврид: филогенетический анализ показывает, что эпапатело группируется вместе с альционой (Alcione elainus) и симургией (Simurghia robusta) за пределами никтозаврид (раньше последних двух включали в это семейство). Так что в никтозавридах теперь остаются только, собственно, никтозавр (Nyctosaurus spp.), к которому отнесли барбаридактиля, и мускисоптерикс (Muzquizopteryx coahuilensis). Группу, которая объединяет все эти виды, авторы назвали Aponyctosauria.

Кстати, некоторых из этих птерозавров показывали в «Доисторической планете»: альцион можно увидеть в первой серии (мой обзор на нее тут), а барбаридактилей — как в первой, так и во второй серии (обзор на нее здесь).

Изображений эпапатело в свободном доступе не нашлось, поэтому я нарисовал его сам. Обратите внимание, что на крыльях у него нет пальцев (не считая пальца, поддерживающего крыло) — это характерный признак никтозавра и его родственников (хотя остатки эпапатело слишком фрагментарны, чтобы судить наверняка)

Длинношеие челюсти

Также в минувшем сентябре произошло пополнение и в рядах морских рептилий. Уолтер Скотт Персонс IV (Walter Scott Persons IV) и его команда описали плезиозавра с длинной шеей и длинными челюстями. Это очень необычно: как правило, эти рептилии могут похвастать либо одним, либо другим.

Плезиозавра нарекли Serpentisuchops pfisterae. Родовое название составлено из слов «змея» (явно намек на длинную шею), «крокодил» и «морда» (имеются в виду его челюсти), а видовое дано в честь Анны Пфистер, на чьей территории были обнаружены окаменелости. С геологической точки зрения окаменелости происходят из отложений формации Пирр-Шейл (Pierre Shale) в Вайоминге, возраст которых оценивается примерно в 70 миллионов лет.

Семиметровый серпентизухопс охотился на небольшую быструю добычу, рыб и моллюсков. Филогенетический анализ показывает, что серпентизухопс относится к поликотилидам (Polycotylidae), для которых характерны длинные челюсти и короткие шеи (хотя у примитивного поликотилида Thililua longicollis тоже была довольно длинная шея в сочетании с удлиненными челюстями).

Большая выдра

Наконец, не могу удержаться, чтобы не рассказать о необычном доисторическом млекопитающем — новом виде выдр. Что в ней такого необычного? Ее габариты — она была размером со льва! И весила как минимум два центнера. Ее окаменелости — зубы и бедренную кость — обнаружили в долине реки Омо на юго-западе Эфиопии. Выдра-гигант жила в промежутке между 3,4 и 2,5 миллиона лет назад (плиоцен — плейстоцен), то есть в одно время с австралопитеками.

Камилла Гроэ (Camille Grohé) и ее коллеги установили, что этот вид относится к уже известному роду Enhydriodon. Ученые назвали новый вид E. omoensis — в честь места находки.

Анализ стабильных изотопов кислорода и углерода в эмали зубов показал, что эта выдра занимала уникальную экологическую нишу: в отличие от остальных выдр, она питалась не только рыбой, но и наземными животными (возможно, не брезговала и падалью). Как знать, быть может наши далекие предки тоже входили в ее рацион?

Рыбный постскриптум

Напоследок хочу упомянуть о том, что в конце сентября в журнале Nature появились сразу четыре статьи по древним рыбам и их родственникам, которые перевернули представления ученых о ранней эволюции позвоночных. В новых статьях палеонтологи описали находки, найденные в силурийских отложениях Китая (возрастом от 439 до 436 миллионов лет). Среди них:

• древнейшие челюстноротые, представленные зубами (раз) и другими элементами скелета (два);
  • находка, проливающая свет на эволюцию парных плавников (три);
  • новое местонахождение с окаменелостями хорошей сохранности, среди которых хрящевая рыба с панцирем как у пластинокожих рыб (плакодерм) и пластинокожая рыба с мозаикой признаков разных групп плакодерм (четыре).

Кроме того, в сентябре в Science вышла еще одна замечательная статья по древним рыбам, в которой австралийские палеонтологи описали окаменевшие внутренние органы плакодерм, в том числе сердца (подробнее об этом читайте в нашей заметке).