Современные блохи невелики: длина голодного насекомого, как правило, не превышает пяти миллиметров. Однако в мезозое они были гораздо крупнее: австралийские Tarwiniidae достигали 7 миллиметров в длину, Saurophthiridae из Сибири и Китая — 12, а китайские Pseudopulicidae — почти 23. Их ископаемые остатки впервые появляются в палеонтологической летописи в средней юре (165 миллионов лет назад). В отличие от нынешних, эти блохи обладали крупным телом, а их ноги не были прыгательными. Однако они тоже занимались тем, что прокусывали кожу хозяина и пили его кровь, наполняя раздувающееся брюшко.
В наши дни блохи докучают млекопитающим и птицам, но мезозойские гиганты, по мнению ряда палеонтологов, паразитировали на птерозаврах. Хотя не исключено, что они не брезговали и млекопитающими или оперенными динозаврами. Долгое время также считалось, что на летающих ящерах, помимо блох, паразитировали еще и страшилы (Strashilidae). Но впоследствии оказалось, что они никакие не паразиты, а всего лишь необычные водные двукрылые.
Из трех групп мезозойских блох роль паразитов птерозавров больше всего подходит заврофтирам, так как своими длинными ногами они напоминают современных паразитов летучих мышей — мух из семейств Nycteribiidae и Streblidae. Однако российские палеонтологи Александр Расницын и Олеся Стрельникова выяснили, что дыхательная система заврофтиров устроена так же, как у некоторых водных насекомых. Исследователи предположили, что самки нападали на околоводных птерозавров, пили их кровь, а потом прятались под воду, чтобы спокойно переварить пищу и отложить яйца. Затем цикл повторялся.
Но другой российский палеонтолог, Дмитрий Щербаков, не согласен с этой гипотезой, так как, по его мнению, водоем не был безопасным местом для самок этих насекомых. Ученый считает, что заврофтиры были постоянными эктопаразитами ныряющих птерозавров, поэтому приспособились к дыханию под водой. Расницын и Стрельникова в своей работе по пищеварительной системе заврофтиров ответили, что постоянные эктопаразиты редко попадают в палеонтологическую летопись, даже если их хозяева водные, а окаменелостей заврофтиров найдено довольно много. К тому же постоянные эктопаразиты питаются часто, а исследователи не обнаружили в пищеварительных трактах заврофтиров следов железа, которые говорили бы о присутствии в них крови позвоночных.
Некоторые ученые, однако, сомневаются в том, что эти мезозойские паразиты относятся к блохам. К примеру, американские палеонтологи показали, что блохи современного типа появились в меловом периоде на территории Гондваны и были изначально связаны с млекопитающими.