Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Очень досадная новость: запуск российско-европейского аппарата «ЭкзоМарс», который должен был стартовать летом, вновь отложен до следующего баллистического окна, то есть до 2022 года. Это уже вторая отсрочка старта миссии, первоначально планировалось, что зонд отправится к Марсу в 2018 году. Руководители «Роскосмоса» и Европейского космического агентства заявляют, что создателям аппарата не удалось закончить в срок все испытания, свою роль сыграла и пандемия коронавирусной инфекции. Корреспондент N + 1 поговорил с заместителем руководителя российской части «ЭкзоМарса», сотрудником Института космических исследований РАН Даниилом Родионовым и выяснил, какие именно тесты не удалось завершить в срок.
— Что именно специалисты не успели проверить?
«Железо» фактически было сделано полностью, но, к сожалению, из-за того, что были определенные проблемы и с парашютной системой, и с посадочной платформой, не удается в срок выполнить полный цикл всех испытаний.
Можно было бы рискнуть и отправить к Марсу не полностью испытанное оборудование, но в свете последних неудач — это и «Фобос-Грунт», и «Скиапарелли» — повторять эти ошибки было бы глупо, потому что если была бы неудача, то естественная реакция была бы: вы опять наступили на те же грабли.
Поэтому было принято решение о переносе.
Кроме того, ситуация с коронавирусом не добавляет большого оптимизма, потому что специалисты НПО имени Лавочкина (где создается посадочная платформа «Казачок») не могут съездить в Европу, европейские коллеги не могут приехать к нам, это тоже такой блокирующий фактор. Но он появился недавно, основная причина — это все-таки невыполнение программы тестов.
«ЭкзоМарс» — программа Европейского космического агентства и «Роскосмоса» — с начала 2000-х годов разрабатывалась как совместный проект ESA и NASA. Предполагалось, что американцы предоставят для запуска двух миссий две ракеты Atlas, а также будут участвовать в разработке марсохода (MAX-C). Однако в 2013 году NASA прекратило свое участие в проекте из-за сокращений бюджета и проблем с телескопом «Джеймс Вебб». Место NASA занял Роскосмос, который незадолго до этого потерпел катастрофическую неудачу со станцией «Фобос-Грунт». В результате Россия стала полноправным участником проекта, в обмен на две ракеты «Протон» российские ученые получили возможность установить на зондах свои приборы и принять участие в создании самих аппаратов.
Первый этап программы начался в 2016 году, когда с космодрома Байконур была запущена станция «ЭкзоМарс-2016». Она состоит из научного орбитального аппарата Trace Gas Orbiter (TGO) и демонстрационного спускаемого модуля «Скиапарелли», который разбился при посадке из-за ошибки программного обеспечения. В рамках второй миссии планируется на перелетном модуле, разработанном европейцами, доставить на Марс российскую посадочную платформу и европейский марсоход массой около 350 килограммов.
Прежде всего, проблема в том, что достаточно поздно появилось летное программное обеспечение (предназначенное для работы именно на том аппарате, который отправится в полет) и, соответственно, весь цикл комплексных испытаний аппарата не мог быть проведен вовремя с летным программным обеспечением.
Теоретически есть возможность его загрузить на борт станции во время полета, но это не совсем правильно, потому что тогда летное «железо» не будет протестировано с летным программным обеспечением. Таким путем не пошли.
— Весь цикл «механических» испытаний пройден?
Да, например, термовакуумные испытания были пройдены, но желательно их пройти еще раз уже с финальным программным обеспечением, закончить полный цикл и убедиться, что нет проблем.
Кроме того, есть еще ситуация с парашютной системой, которая в подвешенном состоянии из-за того, что итоговые тесты еще не состоялись, они пройдут где-то в апреле — в мае. Если эти испытания будут неудачны, то это будет означать, что все остальные тесты не имеет смысла проводить, потому что парашютная система дисквалифицирована. Бросковые испытания — то есть сброс макета аппарата с парашютом — будут проходить в США, в штате Орегон.
— То есть нужно весь цикл испытаний повторить с летным программным обеспечением?
Нет, все же не весь, нужно провести финальные комплексные испытания всего аппарата в сборе с новым программным обеспечением. Вопрос о том, где именно будут проводиться испытания, пока открытый, но аппарат находится в Европе, я думаю, что все будет испытываться в Каннах. Лишняя перевозка, особенно в условиях карантина, может быть нежелательна.
Окончательное расписание, как будет программа идти в следующие два года, пока вырабатывается, но до конца года все должны протестировать и все железо будет лежать и ждать.
— Аппарат уже в сборе и будет испытываться целиком?
Испытываться он будет целиком, но летный экземпляр европейского марсохода приехал только недавно, и его надо установить на посадочную платформу и провести испытания с ней. Они пока существуют раздельно, марсоход и десантный модуль, они еще ни разу не стыковались вместе.
— Связано ли решение об отсрочке с ситуацией вокруг «Протонов», где были найдены некондиционные болты?
Нет, насколько я знаю, пусковая система — «Протон», разгонный блок, перелетная система, они готовы, оттестированы, и там проблем никаких серьезных нет. Все недоделки связаны именно с системами посадки на Марс и работой на поверхности. «Протон» здесь, насколько я знаю, полностью чист.
— Сколько нам не хватило времени, чтобы все протестировать?
Ну, я думаю, месяцев трех. Проблема только в том, что баллистическое окно скоро закрывается. Если бы это была миссия к Луне, никаких проблем бы не было. Там тоже есть баллистические предпочтения, но они не такие жесткие, как в случае полета к Марсу.
Мы могли бы отправить аппарат на Байконур в сентябре, и тогда можно было бы ожидать запуска к Новому году. Но баллистическое окно для перелета к Марсу закрывается в начале августа. Теоретически можно было бы запустить и после, но в этом случае аппарат все равно не доберется до Марса раньше 2023 года.