Орнитологи обнаружили запутавшихся птенцов в 27 процентах гнезд белых аистов из Португалии
Белые аисты часто используют в качестве строительного материала пластиковый мусор — но это может навредить их потомству. Как обнаружили орнитологи, аистята регулярно запутываются в пластике, оказавшемся в гнездах, что приводит к серьезным травмам: рваным ранам, некрозу и потере конечностей. Особенно опасна полипропиленовая бечевка, которая используется в сельском хозяйстве. Как отмечается в статье для журнала Ecological Indicators, запутывание в пластиковом мусоре снижает вероятность выживания птенцов. При этом проблема, скорее всего, не ограничивается белыми аистами и касается многих других видов пернатых, в первую очередь обитающих в сельскохозяйственных ландшафтах.
В последние десятилетия многие виды птиц начали использовать для строительства гнезд новый материал — пластиковый мусор. Такое поведение может быть полезной адаптацией. Например, после того, как лысухи (Fulica atra) научились создавать гнезда из пластика, они смогли освоить каналы в центре Амстердама, где нет привычного для них строительного материала растительного происхождения. С другой стороны, пластиковый мусор в гнездах является потенциальным источником проблем. В частности, птенцы могут заболеть или погибнуть, проглотив его или запутавшись в нем.
Команда орнитологов под руководством Урсулы Хайнце (Ursula M. Heinze) из Университета Восточной Англии решила оценить риски, которые пластик в гнездах создает для птенцов белых аистов (Ciconia ciconia). Эти птицы часто селятся рядом с людьми и регулярно взаимодействуют с пластиковым мусором, например, на свалках, где ищут корм. Кроме того, они используют его в качестве строительного материала для гнезд.
С 2018 по 2020 год и в 2023 году Хайнце и ее коллеги изучали размножение белых аистов на юге Португалии. В каждый год исследования они проводили мониторинг 100 или более гнезд этих птиц, посещая их раз в неделю и фотографируя содержимое. За четыре года авторы охватили 568 гнезд из 32 колоний, некоторые из которых располагались в городах или около свалок, а другие — в окружении редколесий и сельскохозяйственных земель. Кроме того, в 2023 году в дополнение к описанному выше мониторингу исследователи еженедельно проверяли состояние 290 птенцов в 93 гнездах. Обнаружив запутавшихся в пластиковом мусоре аистят, авторы по возможности освобождали их и удаляли из их гнезд опасные материалы.
Пластиковый мусор был выявлен в 91 проценте обследованных гнезд. Самыми распространенными его типами оказались мягкий пластик и веревки из синтетических волокон. Они присутствовали в 65 процентах и 42 процентах всех гнезд соответственно. При этом синтетические веревки чаще оказывались в гнездах, расположенных в окружении неорошаемых пахотных земель или ландшафтов, отведенных под агролесоводство. Таким образом, основным источником этого типа пластика является сельское хозяйство, в котором он широко используется.
Отслеживая состояние птенцов в 2023 году, авторы обнаружили, что 35 из них (12 процентов) запутались в пластиковом мусоре, причем в основном страдали их лапы. Такие инциденты были отмечены в 27 процентах гнезд. В шести случаях в одном гнезде одновременно находились несколько запутавшихся птенцов. А два птенца запутались в пластике больше одного раза: один дважды, а другой трижды. Как правило, птенцы запутывались в пластике на ранних этапах жизни, в среднем в возрасте около двух недель. Лишь один юный аист попал в пластиковую ловушку в возрасте старше четырех недель: ему было семь недель. Чаще всего — в 63 процентах случаев — птенцы запутывались в синтетических веревках. Особенно опасной оказалась полипропиленовая бечевка для обвязки тюков. В ней запутались 49 процентов всех пострадавших аистят. При этом чем больше синтетических веревок было в гнезде, тем выше была вероятность запутывания птенцов.
Хайнце и ее коллеги обнаружили, что запутывание птенцов в пластиковом мусоре часто приводит к серьезным повреждениям, включая рваные раны, некроз и потерю конечностей. Таким травмы потенциально смертельны. Поскольку взрослые белые аисты, как правило, сразу уносят из гнезда умерших птенцов, у исследователей не было возможности провести вскрытие последних и напрямую связать их гибель с запутыванием в пластике. Вместо этого они построили математическую модель, которая продемонстрировали, что чем больше в гнезде пластикового мусора, в котором могут запутаться птенцы, тем ниже их выживаемость. Аналогичная закономерность была выявлена, когда в расчет брались только синтетические веревки.
Полученные результаты свидетельствуют, что пластиковый мусор в гнездах белых аистов представляет серьезную угрозу для их потомства. Наиболее опасна полипропиленовая бечевка. Поскольку этот материал используется фермерами по всему миру, скорее всего, его приносят в гнезда и многие другие птицы сельскохозяйственных ландшафтов; а значит, их птенцы тоже могут запутываться в нем и гибнуть. Чтобы решить проблему, авторы рекомендуют отказаться от полипропиленовых бечевок в пользу биоразлагаемых альтернатив, например, вернуться к использованию веревок из сизаля.
Несколько лет назад энтомологи поймали на острове Пальма в Канарском архипелаге двух муравьев, которые запутались в волокнах пластика. Насекомые не погибли и не получили видимых повреждений. Тем не менее находка продемонстрировала, что с последствиями пластикового загрязнения сталкиваются даже наземные насекомые, у которых нет развивающейся в воде личинки.
Теперь рептилий будут охранять, а не истреблять
Герпетологи выяснили, что черные игуаны из популяции, обитающей на острове Кларион в составе принадлежащего Мексике архипелага Ревилья-Хихедо, не были завезены сюда людьми во второй половине XX века, как считалось раньше. Генетический анализ показал, что эти ящерицы колонизировали остров самостоятельно около 425 тысяч лет назад, вероятно, доплыв сюда на растительном плоту. Таким образом, черные игуаны не являются на Кларионе инвазивными — а значит, их нужно не истреблять для защиты местной флоры и фауны, как это пытается сделать мексиканское правительство с 2002 года, а охранять. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Ecology and Evolution.