И повторили его
Французские биологи обнаружили горизонтальное социальное обучение у коз. Они научили нескольких коз решать головоломку, а затем наблюдали, как другие особи учатся у них. В большинстве случаев ученики начинали решать задачу тем же способом, что и учителя. Результаты опубликованы в Animal Behaviour.
Многие животные, от пчел до шимпанзе, могут учиться у товарищей, наблюдая за тем, как они ищут пищу, мигрируют, танцуют или решают головоломки. Однако чаще всего социальное обучение исследуют на грызунах, приматах или диких мигрирующих животных и птицах, тогда как другие виды остаются не у дел. Так, например, немного известно о социальном обучении у копытных. Наблюдения за баранами и лосями показали, что этим животным требуется много десятилетий на новом месте, прежде чем они начнут мигрировать вслед за пищей — по всей видимости, все это время они накапливают и передают друг другу знания о миграционных путях. В то же время другой эксперимент показал, что наблюдение за опытным партнером не помогает козам быстрее научиться решать конкретную задачу из двух действий.
Чтобы разобраться, могут ли копытные учиться друг у друга, Лори Кастро из университета Клермон-Овернь и ее коллеги провели эксперимент с домашними козами (Capra hircus) и коробкой-головоломкой, внутри которой лежало лакомство. Добраться до него можно было двумя способами — толкнув рычаг вверх или потянув за кожаную ленту. Двух коз исследователи научили первому способу, а еще двух — второму, и затем позволили другим козам наблюдать за решением головоломки двадцать раз подряд. Те козы, которые справились с головоломкой, становились учителями для следующих наивных коз.
Десять из двенадцати коз-наблюдателей смогли открыть коробку — и восемь из них воспользовались именно тем способом, который наблюдали до этого. Чем больше наивные козы наблюдали за учителями, тем выше была вероятность, что они справятся и сами. Несмотря на то, что во всех испытаниях коробку можно было открыть и тем, и другим способом, в большинстве случаев козы не пытались изобретать что-то новое — а просто повторяли за предшественником.
Таким образом, козы все-таки смогли научиться решать задачу, наблюдая за товарищами. Авторы предположили, что в прошлом эксперименте животные не делали этого, потому что задача была сложнее. С другой стороны, в этом исследовании ученые не предлагали наивным козам решить задачу самостоятельно — и мы не знаем, как бы они справились с ней без опытного сородича (возможно, так же хорошо, как и с ним). Однако преемственность способа между учеником и учителем все же подтверждает наличие социального обучения у коз.
Ранее ученые обнаружили, что шмели с помощью социального обучения могут освоить даже такие задачи, которые не способны решить методом проб и ошибок.
Лучшие снимки конкурса European Wildlife Photographer of the Year 2025
24 октября German Society for Nature Photography (GDT) объявило победителей ежегодного конкурса European Wildlife Photographer of the Year, который существует уже четверть века. На этот раз жюри отметило 107 работ в восьми категориях и четырех специальных номинациях. Посмотрите на лучшие снимки этого года.