Дефицит облаков в нижнем ярусе объяснил до 0,2 градуса нагрева
Альбедо Земли в 2023 году оказалось самым низким с 1940 года за счет сокращения облачности в тропических и умеренных широтах северного полушария, что объяснило до 0,22 ± 0,04 градуса температурной аномалии. Вклад солнечного цикла и Эль Ниньо в потепление ученые оценили в 0,03 и 0,07 градуса. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.
2016 год считался самым жарким в истории наблюдений, пока не наступил 2023, который побил его рекорд примерно на 0,17 градуса Цельсия. На период с осени 2015 на весну 2016 года пришелся мощный Эль-Ниньо, который стал главной причиной резкого потепления на фоне устойчивого тренда роста средней температуры из-за глобального изменения климата. А вот в 2023 году причины резкого скачка температуры не столь очевидны, потому что сразу несколько факторов сработало в сторону потепления.
Известно, что к 2023 году 11-летний цикл солнечной активности достиг максимума, а извержение подводного вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай в январе 2022 года принесло в атмосферу большое количество водяного пара — парникового газа (хотя оно же охладило атмосферу в южном полушарии почти на градус за счет выброса аэрозолей). Кроме того, к 2023 году могли уже стать заметными последствия введения новых правил Международной морской организации, которые ограничили содержание серы в топливе для судов.
Ученые под руководством Хельге Гёсслинг (Helge Goessling) из Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера в Бремерхафене исследовали причину резкого роста средней температуры в 2023 году. Они опирались на данные реанализа ERA5 и спутниковые данные CERES-EBAF и обнаружили энергетический дисбаланс в верхних слоях атмосферы — в нее приходило меньше отраженной от поверхности Земли солнечной радиации, чем обычно.
Оказалось, что альбедо (отражающая способность) планеты было самым низким как минимум с 1940 года. Сильнее всего на снижение альбедо повлияло сокращение облачности в нижних слоях над тропиками и умеренными широтами северного полушария, но ощутимый вклад внесло и уменьшение протяженности морского льда в Арктике. Согласно расчетам, снижение альбедо объясняет до 0,22 ± 0,04 градуса температурной аномалии, из которых 0,03 ± 0,006 приходится на сокращение полярных льдов, а остальное — на снижение облачности. Вклад солнечного цикла оценили в 0,027 ± 0,005 градуса, а вклад Эль Ниньо — в 0,07 ± 0,04 градуса.
Снижение альбедо сказывается не только на росте средней температуры планеты, но и на особенностях регионального климата, причем иногда к этому может приводить развитие проектов, которые призваны этот климат смягчить. Так, «Великая зеленая стена» усилит в Сахеле экстремальную жару и тепловой стресс в самый жаркий предмуссонный период, поскольку густо посаженная растительность значительно темнее голых песков.
Статистику собирали в Великобритании
Эндрю Филлипс (Andrew Phillips) из Гарвардской медицинской школы с коллегами из Австралии, Великобритании и США провел проспективное когортное исследование и выяснил, что у взрослых людей, подвергающихся действию света по ночам, повышен риск различных сердечно-сосудистых заболеваний. В работе использовали данные 88905 человек старше 40 лет (в среднем 62,4 года; 56,9 процента — женщины) из репозитория UK Biobank, которые после включения в течение недели носили датчики освещенности в естественных жизненных условиях (всего около 13 миллионов часов регистрации). Данные по их заболеваемости за 9,5 года брали из британских регистров здравоохранения. Статистическую обработку данных проводили с помощью скорректированных коксовских моделей пропорциональных рисков. Результаты опубликованы в журнале JAMA Network Open.