Но вместе с тем обеспечит более влажное и прохладное лето
«Великая зеленая стена» будет оказывать не только положительный эффект на климат Сахеля, но и отрицательный: густая посадка растительности усилит экстремальную жару и тепловой стресс в самый жаркий предмуссонный период за счет снижения альбедо. При этом полоса растительного покрова сократит продолжительность засух и ослабит летнюю жару. Обнаруженные риски необходимо учесть при реализации проекта, потому что они касаются здоровья населения. Такие выводы содержит исследование, опубликованное в журнале One Earth.
Сахель — самый жаркий на планете регион, который представляет собой широкую полосу сухих саванн к югу от Сахары и отделяет ее от влажных тропиков на юге. На фоне изменения климата Сахель сталкивается с длительными засухами (климатологи связывают их с аномально высокими температурами морской поверхности), экстремальной жарой, опустыниванием и деградацией земель, которые усиливаются также за счет неустойчивого землепользования. С 2007 года при поддержке Африканского союза на территории Сахеля был развернут проект «Великой зеленой стены» — полосы защитных лесов протяженностью более семи тысяч километров от Сенегала до Джибути. Со временем концепция «стены из деревьев» была пересмотрена в сторону более реалистичной мозаики из разных типов растительных сообществ. Однако, потенциальное воздействие защитного озеленения в новом формате почти не изучалось и опиралось на региональные климатические модели с низким разрешением (40-50 километров).
Ученые под руководством Роберто Ингроссо (Roberto Ingrosso) из Университета Квебека в Монреале сделали прогноз влияния «Великой зеленой стены» на региональный климат к концу века по восьми сценариям, учитывающим разные возможные количества антропогенных выбросов парниковых газов (две градации — низкие и высокие) и плотность озеленения в Сахеле (четыре градации от низкой до очень плотной), а также по двум сценариям с разным количеством выбросов при полном отсутствии озеленения. Они использовали высокоточную региональную климатическую модель CRCM с разрешением 13 километров и отслеживали, как будут меняться среднее и экстремальное количества осадков, продолжительность засух, средняя и экстремальная температуры, индекс аридности де Мартонна и индекс теплового стресса.
Моделирование показало, что если плотность растительного покрова внутри «Великой зеленой стены» будет низкой (то есть до 40 процентов площади внутри этой полосы займет пустыня), то среднее количество летних осадков к концу века не будет отличаться от того, что выпало бы в регионе без дополнительного озеленения. В сценариях со средней и высокой плотностью растительного покрова (когда на долю пустыни остается не более 33 или 16 процентов площади) осадков в регионе станет заметно больше: на 25-200 миллиметров в западной части Сахеля и на 25-100 миллиметров в восточной части. Если добиться очень густой посадки растений (чтобы осталось не более восьми процентов площади, покрытой пустыней), то увеличение осадков по всему Сахелю будет достигать 200 миллиметров, а в его юго-западной части возникнет область с количеством осадков 250-500 миллиметров. При этом озеленение любой густоты потенциально способно выправить аномально засушливую область над Сенегалом и южной Мавританией.
Любая густота растительного покрова, кроме самой низкой, сократит продолжительность засух на 5-25 процентов и увеличит число дождливых дней на 50-150 процентов, а также снизит средние летние температуры за пределами «Великой зеленой стены» на 0,25-2 градуса за счет транспирации растений, увеличения облачности и количества осадков. Однако в остальные сезоны и особенно в самый жаркий предмуссонный период (с марта по май) средние температуры в пределах самой полосы вырастут на 0,25-1,5 градуса из-за снижения альбедо. Аналогичным образом изменится и перепад температур: самый холодный день в году станет холоднее на 0,3 градуса, а самый жаркий — жарче на 1,5 градуса. Также в регионе за год может стать больше на 25 тропических ночей (подробнее о том, что это и как это вредит здоровью человека, можно прочитать в материале «Сон в летнюю ночь») и на 10-60 дней с высоким тепловым стрессом. Это говорит о том, что плотность растительного покрова и состав растительности для реализации проекта нужно будет подбирать с учетом новых открывшихся рисков и последствий.
Прогнозы последствий возможного озеленения территории чаще бывают положительными, чем неоднозначными. Например, расчеты показывают, что озеленение неорошаемых сельскохозяйственных земель в Европе к концу века увеличит среднегодовое количество осадков в регионе почти на восемь процентов и поможет смягчить летние засухи.
Вероятность исчезновения вида составляет 96 процентов
Тонкоклювый кроншнеп — малоизученный кулик, который гнездился на юге Западной Сибири и в степях Северного Казахстана — вымер в середине 1990 годов, вероятно, из-за распашки земель и охоты. К такому выводу пришли орнитологи, проанализировав уровень угроз, с которыми сталкивался этот вид, а также данные о встречах с ним и результаты научных экспедиций по его поиску. По оценкам исследователей, вероятность исчезновения вида к настоящему времени составляет около 96 процентов. Следует отметить, что большинство специалистов уже давно считали тонкоклювого кроншнепа исчезнувшим — но Международный союз охраны природы удерживал за ним статус находящегося под угрозой полного исчезновения. Новые данные должны убедить организацию скорректировать этот статус. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Ibis.