Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Летом 2021-го многие российские города превратилась в самые настоящие каменные джунгли — причем дело не в дневном зное, а в том, что к ночи в мегаполисах холодает недостаточно сильно. Что такое тропическая ночь, в каких частях Москвы такие ночи случаются чаще и что с этим делать горожанам, рассказывает Павел Константинов, доцент кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ имени Ломоносова.
Об опасности волн жары (heatwaves) хорошо известно. Еще в 1995-м году в американском Чикаго была отмечена одна из первых задокументированных волн жары, которая повлекла за собой человеческие жертвы — по размаху она была не чета ни Москве-2010, ни Франции-2003, но именно ее вспоминают, как первую по-настоящему опасную волну жары. Наиболее уязвимы к этим событиям горожане.
Как так выходит? Ответ на этот вопрос кроется в двух причинах:
человеческая физиология — строение сердечно-сосудистой системы);
городская «физиология» — под которой я имею здесь в виду тепловой баланс города.
С первым все довольно прозаично: наша сердечно-сосудистая система (как и многие другие органы) функционирует штатно в довольно узком температурном коридоре — краткосрочные «экстремумы» типа сауны или купания в проруби не в счет, да и они даются не каждому. И если температура среды обитания повышается на достаточно длительный период, то (как и в случае с вашим телефоном или ноутбуком, с которых вы читаете этот текст) устойчивость работы этой довольно тонкой системы закономерно снижается.
Причем наиболее опасно бьет по здоровью населения именно повышенная температура в ночное время, когда организм переходит в режим релаксации (особенно после перегрева в течение дня). Да, на Земле есть места, где очень, очень жарко днем — например, пустыни Северной Африки — и люди там живут. Но местным туарегам помогает то, что по ночам в пустыне очень холодно. Жара не преследует их круглые сутки.
В последние десятилетия в климатологии появилось такое понятие, как «повторяемость тропических ночей» — параметр, определяемый как количество жарких ночей в месяце или в летнем сезоне. Так, DWD (Немецкая метеорологическая служба), считает ночь «тропической», когда температура воздуха не опускается ниже 20 градусов по Цельсию.
Данный параметр тесно связан и с другим — максимумом безопасной температуры «засыпания» — то есть той, которая держится в спальне в районе 23:00 и в течение ночи. Если она выше этого порога, то как минимум страдает качество вашего сна, а как максимум, возникают проблемы со здоровьем. Этот порог во многих современных работах определяют на уровне 23,9 градуса Цельсия. Он выше, чем на улице в «тропическую ночь» — во многих домах в Европе в целом действительно летом чуть теплее, чем на улице.
И здесь мы плавно переходим ко второму фактору — микроклиматическим свойствам городской застройки. А они таковы, что город создает эффект «острова тепла» (heat island) — температура в городской черте выше на несколько градусов (а в отдельных городах и в определенных синоптических ситуациях и до 10-15-ти). И он «прибавляет» как раз по ночам — максимальная интенсивность приходится на поздний вечер, как раз в районе тех самых 22-23 часов, и постепенно опадает всю ночь.
То есть город (и особенно его центр) создает максимально неблагоприятные условия для релаксации человеческого организма в жару. А значит, традиция выезжать из столицы на дачу летними вечерами, создавая пробки на выезде, вполне себе интуитивно обоснована.
Понятно, что чем дольше стоит волна жары, тем хуже. А если при этом наступают «тропические ночи» с минимумами в 23-24 градуса — еще хуже. Но разные районы города (что тоже логично) неблагоприятны в разной мере. И иногда случаются ночи, когда эти контрасты видны, как в учебнике.
Так было, например, в ночь с 13 на 14 июля:
По данным метеостанций Москвы и области хорошо видно, что даже в 3 часа утра (и это практически самые низкие значения за ночной период) в центре Москвы, в районе Балчуга, температура воздуха выше 25-градусной отметки, «тропический» порог взят на ВДНХ и севернее — в Шереметьево. В домах, соответственно, еще теплее. В общем, без кондиционера точно не выспаться.
В то же время в отдельных районах столицы (Бутово) ночь даже не назовешь тропической, равно как и в дальнем Подмосковье (спасибо отсутствию облачности в антициклоне). А на северо-западе Москвы, в Тушино, пограничная ситуация — жара чуть-чуть не дотянулась до 20 градусов.
И при многократном повторении такой ситуации влияние на здоровье постоянных жителей разных районов будет разным. Жителям центра уже давно пора строго выбирать между кондиционером и дачей, всем остальным этот выбор тоже предстоит сделать: изменение климата продолжается, и волны жары теперь с нами, видимо, надолго. Прогнозировать их начинают все увереннее и увереннее.