Более чистое топливо для судов стало причиной дополнительного потепления климата

Впрочем, с такими выводами согласны не все ученые

Семикратное снижение предельно допустимого содержания серы в топливе морских судов может добавить 0,16 градуса к глобальному потеплению. После падения выбросов диоксида серы в 2020 году в атмосфере стало снижаться количество аэрозолей, которые рассеивают солнечную радиацию. Такие выводы содержит исследование, опубликованное в журнале Communications Earth & Environment.

В отличие от парниковых газов (водяного пара, углекислого газа, метана, закиси азота и некоторых других), которые нагревают атмосферу, аэрозоли ее охлаждают за счет рассеяния солнечной радиации. Так произошло, например, в 1816 году из-за извержения вулкана Тамбора — тот год прозвали «годом без лета». Антропогенная деятельность приводит к выбросам в атмосферу как парниковых газов, так и аэрозолей, и их баланс во многом определяет вектор изменения климата. В 2020 году Международная морская организация приняла новые правила, которые сократили содержание серы в топливе судов для международных перевозок с 3,5 до 0,5 процента. В результате выбросы диоксида серы, который оказывает охлаждающий эффект на атмосферу, резко сократились в этом секторе примерно на 80 процентов.

Ученые под руководством Юаня Тяньлэ (Tianle Yuan) из Мэрилендского университета в округе Балтимор оценили последствия введения новых правил для глобального климата. Для этого они использовали спутниковые данные MODIS и CERES, а также отслеживали изменение оптической толщины аэрозолей и концентрации капель в облаках с помощью модели атмосферного переноса химических соединений NASA GEOS-GOCART.

По оценке авторов, из-за введения новых правил с 2020 года на каждый квадратный метр поверхности океана приходится на +0,2±0,11 ватта тепла больше, чем было раньше. Наиболее сильно последствия выражены для севера Атлантики, где дополнительный нагрев достигает 1,4 ватта на квадратный метра. Из них около 40 процентов приходится на эффект Туми, а еще 60 процентов — на изменения облаков (они стали менее густыми, яркими и хуже отражают солнечный свет). По словам ученых, это может добавить к глобальному потеплению еще 0,16 градуса Цельсия, а также может объяснить температурные рекорды 2020 годов.

От редактора

Несмотря на то что исследование важное и ставит перед климатологией новые вопросы, требующие уточнения, решение сократить содержание серы в топливе вряд ли было ошибочным. Диоксид серы — давно известный поллютант, воздействие которого на окружающую среду хорошо изучено. Он вызывает кислотные осадки, приводит к обострениям респираторных заболеваний, угнетает гидробионтов за счет подкисления пресных водоемов и разрушает объекты культурно-исторического наследия. Кроме того, уже после выхода этой статьи ряд ученых-метеорологов не согласились с ее выводами и сочли оценки авторов завышенными.

Некоторые решения человека снижают выбросы аэрозолей, но другие могут их повысить. Так, недавно ученые предложили охладить атмосферу йодидом висмута: его распыление в тропопаузе осадит часть водяного пара на ледяные ядра и усилит облачность на высоте 16-18 километров.

Потерянный гриб из чилийских лесов переоткрыли спустя 42 года