Археологи уточнили хронологию булан-кобинского могильника

В нем раскопали захоронение древнего кочевника с бараньим черепом вместо головы

Археологи уточнили хронологию могильника Чобурак-I, в одном из курганов которого ранее нашли захоронение древнего кочевника с бараньим черепом на месте головы. Радиоуглеродный анализ, археологические данные и байесовское моделирование указали на то, что, по всей видимости, представители булан-кобинской культуры хоронили в нем людей между 318 и 402 годами нашей эры, причем максимум в течение всего 66 лет. Об этом исследователи пишут в статье, опубликованной в журнале Radiocarbon.

В конце III — начале II века до нашей эры на Алтай пришли новые группы населения, благодаря участию которых сформировалась булан-кобинская археологическая культура, просуществовавшая до V века нашей эры. От этих людей до наших дней сохранились ритуальные комплексы, горны, наскальные изображения, а также погребальные памятники, которые дают больше всего информации о культуре булан-кобинцев.

Так, один из могильников этой культуры, получивший название Чобурак-I, археологи открыли еще в 1980-е годы в Чемальском районе Республики Алтай. Раскопки позволили исследовать в нем 12 курганов булан-кобинцев (помимо памятников других эпох). Кроме останков семерых мужчин, трех женщин, подростка и ребенка, ученые обнаружили в нем, например, кости лошадей, многочисленный погребальный инвентарь, включая вооружение, конское снаряжение, украшения и бытовые вещи. Исследование человеческих останков показало, что как минимум трое похороненных здесь мужчин, по-видимому, участвовали в боевых действиях — на их костях видны предсмертные ранения. Причем один из этих кочевников, среди прочего, лишился головы, на месте которой в могиле лежал бараний череп (о том, что это могло бы значить, читайте в нашем блоге «Внезапная голова»).

В новой работе Николай Серегин (Nikolai Seregin) из Алтайского государственного университета, под руководством которого проходили последние раскопки могильника Чобурак-I, совместно с коллегами из Барнаула и Белфаста представил результаты исследования хронологии этого памятника. По костям людей, лошадей и мелких рогатых животных из всех 12 булан-кобинских курганов ученые получили в лаборатории Университета Квинс в Белфасте 26 радиоуглеродных дат, а затем проанализировали их с учетом археологических датировок.

Самая ранняя из 26 полученных радиоуглеродных дат указывала на то, что один из курганов относится к 130–380 годам нашей эры, в то время как самая поздняя дата говорила, что расположенная рядом насыпь датируется 410–600 годами нашей эры. Вместе с тем археологические данные указывали на то, могильник Чобурак-I соорудили не раньше середины IV века нашей эры.

Затем исследователи обратились к байесовскому моделированию, которое учитывало полученные радиоуглеродные даты, археологические данные (в модели ученые установили нижнюю границу чуть раньше середины IV века) и сведения о том, что некоторые курганы явно возводились раньше или позже относительно друг друга или же были сооружены примерно в одно время. В результате исследователи определили, что с вероятностью 95,4 процента булан-кобинцы начали хоронить в могильнике Чобурак-I между 318 и 359 годами нашей эры и закончили делать это между 343 и 402 годами нашей эры, то есть во времена существования Жужаньского каганата. При этом между первым и последним захоронением прошло не больше 66 лет.

Помимо упомянутого захоронения кочевника, у которого на месте головы лежал бараний череп, исследователи открыли в могильнике Чобурак-I и другие примечательные погребения. Так, ранее мы рассказывали, что археологи раскопали в нем могилу булан-кобинского подростка с «переходным» статусом — его похоронили вместе с оружием как взрослого человека, но без верхового коня как ребенка.

Внезапная голова