Два пересекших Северный полярный круг шакала преодолели от 1500 до 3400 километров

Еще один шакал добрался до Испании — длина его маршрута составила 1300–1650 километров

Зоологи установили происхождение трех самцов обыкновенного шакала, которые оказались далеко за пределами основного ареала своего вида. Один из них был замечен на севере Норвегии, другого добыли в финской Лапландии, а третий погиб на дороге в Испании. Исследователи выяснили, что норвежский шакал прибыл из стран Балтии или с Кавказа, финский — с запада Среднедунайской низменности, а испанский — с запада Среднедунайской низменности или с побережья Адриатического моря. В общей сложности самцы преодолели от 1300 до 3400 километров. Результаты исследования, опубликованного в статье для журнала Mammalian Biology, демонстрируют выдающиеся способности обыкновенных шакалов к расселению и говорят, что в будущем европейский ареал этого вида, скорее всего, продолжит расширяться.

Родина обыкновенных шакалов (Canis aureus) — Южная Азия, Ближний Восток, Кавказ и Балканы. Однако в последние десятилетия эти хищники быстро расселяются в западном и северном направлении, вероятно, благодаря изменениям климата, сократившейся численности волков (C. lupus) и, в случае северных регионов, вырубке лесов и появлению новых дорог. С середины XX века шакалы успели колонизировать многие европейские страны, включая Австрию, Италию и даже Эстонию. А отдельные особи время от времени выходят далеко за границы основного ареала, добираясь вплоть до Скандинавии и Архангельской области.

Команда зоологов под руководством Веслава Богдановича (Wiesław Bogdanowicz) из Музея и института зоологии Польской академии наук решила установить происхождение трех самцов обыкновенного шакала, которые оказались на значительном расстоянии от привычных местообитаний своего вида. Первый из них был замечен и запечатлен фотоловушкой в коммуне Кофьорд на севере Норвегии в феврале 2023 года, а второго добыли в финской Лапландии в марте 2022 года. Обе эти особи находились к северу от Северного полярного круга. В выборку также включили шакала из Испании, которого сбила машина на дороге в провинции Алава на севере Испании в январе 2023 года. Он считается первым представителем своего вида, отмеченным на Пиренейском полуострове (второй был снят камерой-ловушкой в феврале 2024 года).

Богданович и его коллеги проанализировали образцы ДНК, выделенные из помета норвежского шакала и тканей его финского и испанского сородичей. Полученные данные сравнили с информацией о геномах 346 представителей вида, относящихся к 11 давно существующим или возникшим только в последние десятилетия популяциям из Европы, Малой Азии и с Кавказа. Кроме того, авторы прибегли к дополнительному анализу, чтобы исключить, что норвежская, финская и испанская особи не являются гибридами с домашними собаками (Canis (lupus) familiaris).

Исследователям удалось однозначно установить, что обыкновенный шакал, добытый в финской Лапландии, происходил из популяции, которая населяет запад Среднедунайской низменности, обширного региона в Центральной и Восточной Европе. Таким образом, длина его пути на север составила около 2500 километров. Его норвежский сородич прибыл на север Скандинавии из стран Балтии или с Кавказа, преодолев 1500 километров или 3400 километров соответственно. Наконец, родиной особи из Испании могли быть запад Среднедунайской низменности или побережье Адриатического моря, расположенные примерно в 1300 и 1650 километрах от Пиренейского полуострова соответственно. Анализ подтвердил что все три особи были чистокровными шакалами и мигрантами в первом поколении.

Результаты исследования демонстрируют выдающиеся способности обыкновенных шакалов к расселению. Интересно, что по крайней мере особи из Финляндии и Испании происходили не из расположенных неподалеку мест размножения этого вида, а из ближайших многочисленных и хорошо укоренившихся популяций. По мнению авторов, шакалов подталкивают к путешествиям высокая конкуренция с сородичами и вызванный ей стресс, преследование охотниками и поиски оптимальных мест для жизни. Несмотря на то, что все три особи из выборки были самцами, самки, скорее всего, участвуют в расселении не менее активно.

В заключение Богданович и его коллеги отмечают, что в ближайшем будущем обыкновенные шакалы продолжат расселяться по Европе. Это может оказать значительное влияние на местные экосистемы, изменив взаимоотношения хищников с добычей, паразитов с хозяевами и падальщиков разных видов между собой. Впрочем, к каким именно последствиям приведет быстрое распространение шакалов и обязательно ли они будут негативными, сказать пока трудно.

Ранее зоологи назвали чепрачных шакалов (Lupulella mesomelas) главными распространителями семян нары (Acanthosicyos horridus), растения из семейства тыквенных, которое растет в пустыне Намиб. Хищники находят его похожие на колючие дыни спелые плоды по запаху и поедают мякоть, чтобы восполнить запасы энергии и воды. После этого они выводят неповрежденные семена с пометом. А иногда шакалы мочатся на плоды нары, вероятно, чтобы пометить их или заглушить запах, способный привлечь конкурентов.

Отвергаемые матерями японские макаки оказались дружелюбнее сверстников