Обыкновенные шакалы меньше чем за десять лет широко расселились по Эстонии. Первая в стране достоверная встреча с этими хищниками датируется 2013 годом, а уже в 2020 году зоологи насчитали здесь 27 территориальных стай. Эстонская популяция шакалов изолирована от основного ареала вида в Центральной и Юго-Восточной Европе и сосредоточена в основном вдоль балтийского побережья, где не так холодно зимой, больше пищи и реже встречаются главные конкуренты шакалов — волки. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Mammal Research.
Обыкновенные шакалы (Canis aureus) процветают в мире, преобразованном человеческой деятельностью. Эти представители семейства псовых широко распространены в Южной Азии и на Ближнем Востоке. Встречаются они и в Европе, например, на Кавказе и в южной части России, а также на Балканском полуострове. С 1950 годов европейский ареал шакалов быстро расширяется, вероятно, из-за сокращения численности волков (C. lupus) и изменений климата. К концу прошлого века шакалы добрались до Австрии, Словакии, Италии, Молдовы и Украины, а начиная с 2010 года отдельных кочующих особей все чаще встречают в Северной и Северо-Западной Европе: от Германии до Белоруссии и Ленинградской области России. Некоторые из них забредают далеко на север, вплоть до Финляндии и Норвегии.
Зоолог Натан Ранк (Nathan Ranc) из Университета Тулузы, который давно интересуется расселением шакалов по Европе, решил обобщить данные о наблюдениях за этими хищниками в Эстонии. Для этого он объединил усилия с Пеепом Мяннилом (Peep Männil), сотрудником местного Министерства охраны окружающей среды.
На основе литературных данных Мяннил и Ранк установили, что первая достоверная встреча с обыкновенным шакалом в Эстонии датируется февралем 2013 года. Тогда одна молодая особь была убита в Национальном парке Матсалу на западе страны. Дополнительные исследования, включая изучение следов на снегу и использование камер-ловушек, продемонстрировали, что здесь живут еще по меньшей мере два шакала. А местные жители сообщили зоологам, что видели этих зверей начиная с 2011 года. В 2013 году зоологам также удалось зафиксировать два случая размножения шакалов в Эстонии: один в Матсалу и один в девяноста километрах к юго-востоку отсюда. Впрочем, скорее всего, впервые эти хищники начали размножаться в стране еще в 2012 году.
В последующие годы эстонская популяция шакалов, изолированная от основного ареала вида в Центральной и Юго-Восточной Европе, быстро росла. В 2020 году специалисты насчитали 27 территориальных стай, большинство из которых жили на западе страны, вдоль побережья Балтийского моря. В последние годы шакалы проникают и в другие части Эстонии. В 2016 году они начали размножаться на острове в Чудском озере на востоке страны, а в 2018 году заселили несколько островов Балтийского моря (скорее всего, они пришли на них зимой по льду). В 2020 году шакалы впервые принесли потомство в северной части Эстонии, на побережье Финского залива, а в 2021 году — в урбанизированной местности в западных пригородах Таллинна. Незаселенной пока остается лишь центральная часть страны.
Эстонские охотники регулярно отстреливают шакалов на законных основаниях, с начала осени по конец зимы. Начиная с 2013 года их жертвами стала 231 особь. Больше всего шакалов было добыто в 2018 году — тогда от рук охотников погибли семьдесят шесть особей. Среди убитых животных преобладают молодые, что подтверждает активное размножение данного вида в стране.
Обыкновенным шакалам в Эстонии приходится выживать в окружающей среде, которая совершенно непривычна для этого вида, приспособленного к относительно теплому климату. Неудивительно, что им пришлось вырабатывать новые привычки. Как установили Мяннил и Ранк, эстонские шакалы предпочитают селиться вдоль береговой линии и на островах. Здесь они держатся на травянистых равнинах, затапливаемых лугах, а также в тростниковых и кустарниковых зарослях и в антропогенных ландшафтах.
Исследователи предполагают, что теплолюбивым шакалам проще выживать у побережья Балтийского моря и крупных озер, где зимы мягче, а снеговой покров не такой высокий. Кроме того, вдоль берега этим хищникам легче найти пищу и спрятаться. Однако важнейшим фактором, который ограничивает распространение эстонских шакалов, могут быть их главные конкуренты — волки. В Эстонии территориальные стаи волков населяют в основном центральную часть страны, а в открытых прибрежных ландшафтах встречаются редко. Чтобы не сталкиваться с более крупными родственниками, шакалам приходится держаться вдоль морских и озерных берегов.
Проанализировав содержимое желудков тридцати шести шакалов, легально добытых в Эстонии, специалисты пришли к выводу, что рацион местной популяции в основном состоит из антропогенных источников пищи, например, отбросов со скотобоен и остатков добычи охотников, а также мелких грызунов. Удивительно, но шакалы из Венгрии, где условия намного более привычны для данного вида, питаются примерно тем же. Кроме того, фотоловушки помогли ученым уличить эстонских шакалов в разорении кладок гнездящихся на земле куликов, например, чибисов (Vanellus vanellus) и травников (Tringa totanus). Пока неясно, насколько такое поведение шакалов может навредить местным популяциям птиц. Возможно, расселение этих хищников даже пойдет пернатым на пользу, ведь, согласно некоторым данным, в местах, где появились шакалы, снижается численность енотовидных собак (Nyctereutes procyonoides) — инвазивного вида, который регулярно разоряет птичьи гнезда.
Мяннил и Ранк предполагают, что обыкновенные шакалы продолжат расселяться по Эстонии. Возможно, изолированная местная популяция станет ядром, из которого эти хищники колонизируют прибрежные ландшафты в других странах Северной Европы. Впрочем, авторы признают, что пока европейские шакалы изучены недостаточно, чтобы об их будущем можно было делать достоверные прогнозы.
В последние годы многие южные виды животных все чаще встречаются в зоне умеренного климата, например, на широте Москвы. Так, прошлым летом по всей Центральной России массово находили богомолов. Подробнее об этом явлении читайте в нашем материале «Они идут на север: Богомолы уже в Москве, ждать ли тарантулов и скорпионов?».
Сергей Коленов
Одно гнездо разорить не удалось
Зоологи из Индии и США описали четыре набега индийских макаков на птичьи гнезда в пригороде Салема. Крупные птицы — вороны двух видов — отбивались от обезьян, из-за чего последним пришлось действовать сообща, чтобы добыть яйца. А вот гнезда мелких птиц макаки смогли разорить в одиночку. Исследование, опубликованное в Primates, показывает, что индийские макаки в городских ландшафтах едят яйца многих видов птиц.