Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Последние недели в Центральной России все обсуждают встречи с богомолами. Этим летом их встречают в Костроме, Иваново, в Твери и даже на площади Трех вокзалов в Москве. Энтомолог Илья Гомыранов из Сколтеха объясняет, давно ли богомолы идут на север, скоро ли вслед за ними двинутся другие обитатели юга, и точно ли все дело в изменении климата.
Героем соцсетей стал обыкновенный богомол (Mantis religiosa), и, строго говоря, совсем уж новичком в столичном регионе его назвать нельзя: первая задокументированная встреча с богомолом в Московской области относится к 1972 году, когда его обнаружили в Одинцовском районе.
Но появиться — не значит остаться жить. К началу XX века северная граница расселения богомолов в европейской части России проходила по линии «Харьков — Воронеж — Самара», а через 100 лет энтомологи проводили эту границу по Курской, Липецкой, Тамбовской, Пензенской и Ульяновской областям.
Первые данные об относительно массовом появлении этого вида богомола в регионах к северу появились в 2008 году. Тогда его начали обнаруживать в Орловской, Липецкой, Тульской и даже на юге Московской областей. Но до сих пор Mantis religiosa входит в Красные книги всех этих областей, кроме Московской — это означает, что пока он встречается здесь достаточно редко и еще не влияет на экосистемы.
Экстремально жаркое лето 2010 года укрепило позиции богомола: и без того растущая численность этого насекомого сильно увеличилась.
При этом вместе с увеличением численности выросла и экологическая пластичность — богомол начал осваивать новые среды обитания, биотопы. Если раньше он избегал лесных и лесостепных зон, и жил на степных участках, то теперь, например, студенты Ульяновского педуниверситета во время практики находят его на опушках лесов и на полянах.
Растет и разнообразие. Сейчас на территории России присутствуют 12 видов богомолов, хотя в 2015 году их было девять. За последние годы казахстанские богомолы Severinia turcomaniae и Rivetina nana расширили свой ареал на север и освоили территорию Нижнего Поволжья, а богомол Statilia maculata добрался до Краснодарского края из стран Дальнего Востока вместе с саженцами растений в 2014 году, во время подготовки к зимней олимпиаде в Сочи (обнаружили его, правда, только в 2017 году).
Что едят богомолы?
Энтомологам известно чуть больше 2,8 тысячи видов богомолов — относительно немного по сравнению с другими насекомыми. Все они хищники, а сложенные в характерной «молящейся» позе передние конечности — их главное оружие, которым они хватают жертв. Поскольку размер богомолов крайне разнообразен (от 1 до 17 сантиметров), то и спектр их добычи очень широк — от различных насекомых до мелких птиц и млекопитающих.
В Московской области основной пищей для богомолов служат мухи, кобылки и другие некрупные насекомые. Широко распространенное представление, что самка богомола обязательно съедает своего самца, не так уж верно. У большинства видов жертвами своих партнерш становятся только старые самцы, которые больше не способны продолжать род с другими самками.
Ближайшие родственники богомолов — тараканы и тараканосверчки. Всех их объединяют в надотряд Таракановые (Dictyoptera).
Сегодня богомолы уже не залетные гости в Московской области. Часть из них уже стали коренными обитателями — то есть именно здесь они вылупились весной из яиц.
«Очевидно, что богомолы зимуют на территории Московской области в форме оотеки — кладки, в которой яйца окружены застывшим секретом особых желез. Вопрос в том, где именно. Сезонная миграция в теплые годы маскирует места устойчивых популяций, поскольку богомолы начинают встречаться повсеместно. В обычные же годы найти богомолов достаточно трудно. Но то, что где-то в Московской области таковые популяции есть, почти бесспорно», — говорит специалист по богомолам, сотрудник биологического факультета МГУ Евгений Щербаков.
По словам Щербакова, сотрудники природоохранного фонда «Верховье» утверждают, что наблюдали здесь и нимф ранним летом. «Я пока с ними не сталкивался, но не сомневаюсь в их наблюдениях», — говорит он.
Ученые предполагают, что расселение богомолов связано с потеплением климата, и прежде всего — с отсутствием продолжительных сильных морозов зимой (ниже 25 градусов мороза), которые губительны для яиц богомолов.
Подобная ситуация наблюдается и в других группах насекомых, например, среди нескольких видов саранчовых (Dericorys tibialis, Heteracris adspersa и другие). Эти виды стали двигаться на север, в Нижнее Поволжье, именно в последние жаркие годы. Это подтверждает, что основная причина расселения все же связана с с климатом.
Но потепление — не единственный фактор. Важную роль играет сворачивание сельскохозяйственной деятельности в европейской России, сокращение площади полей, зарастание их и обочин дорог растительностью. Это создает биотопы, отдаленно напоминающей степь, создает дополнительные экологические коридоры для расселения на север.
С самого начала вселение богомола, крупного хищника с относительно невысокой численностью, не рассматривается учеными как угрожающая местным видам инвазия. Богомолы не относятся к настолько экологически пластичным видам, как многие другие переселенцы.
Продолжительная теплая и, что немаловажно, сухая погода, установившаяся на всей территории европейской части нашей страны служит мощным сигналом для освоения новых территорий южными видами животных. Все они чувствуют температуру окружающей среды и влажность рецепторами на теле и мигрируют на подходящие им территории.
Одновременно с богомолом обыкновенным (с точностью до года) идет на север и крупный паук — южнорусский тарантул (Lycosa singoriensis). С 2008 года его отмечают в Тульской и Липецкой областях, хотя территорию Москвы он пока не освоил.
В теплые годы на территории московского региона регулярно отмечают другого крупного и яркого степного паука, Аргиопу (Argiope bruennichi), который в 2015 году добрался аж до Новгородской области.
Вслед за насекомыми переселяются и их паразиты. С 2010 года в Воронежской области отмечают расселяющегося на север клопа-щитника Rhaphigaster nebulosa, а всего спустя пять лет, в 2015 году, ежемуху Cylindromyia bicolor, личинки которой развиваются только внутри этого вида клопов.
Будут ли через десять лет москвичи соседствовать со скорпионами или степными гадюками из-за изменения климата? Скорее всего нет, ведь все нынешние переселенцы либо имеют крылья, либо летают в потоках ветра на паутинках.
Скорпионы же малоподвижны, про их численность да и про точное количество видов в нашей стране мы до сих пор знаем мало. Попадают же они в северные широты лишь в качестве случайных попутчиков с овощами, фруктами, строительным материалом или растениями, однако, пережить продолжительные морозы средней полосы они точно не в состоянии. Так что встречи с ними ждать точно не стоит. Но вот познакомиться с переносчиком вируса Чикунгунья — комаром Aedes albopictus — шансы есть вполне.