Зоологи описали первую встречу с обыкновенным шакалом в Архангельской области, в зоне северной тайги. Хотя в последние десятилетия эти хищники быстро распространяются по Европе, так далеко на северо-востоке их никогда прежде не находили. Впрочем, как отмечают авторы в статье для журнала Polar Biology, пока шакалам вряд ли удастся закрепиться в северной тайге, где слишком холодно и мало пищи.
Обыкновенные шакалы (Canis aureus) в последние десятилетия быстро расширяют ареал. Изначально эти хищники были распространены в Южной Азии, на Ближнем Востоке, Кавказе и Балканах. Однако начиная с 1950 годов они колонизировали Австрию, Словакию, Италию, Молдову и Украину, а в 2010 годах изолированная популяция сформировалась в Эстонии. Кроме того, отдельные особи регулярно забредают в разные страны Северной и Северо-Восточной Европы, включая Германию, Норвегию и Финляндию. Предполагается, что рост численности и увеличение ареала шакалов связаны с изменениями климата, сокращением численности волков (C. lupus), а в северных странах — с вырубкой лесов и появлением новых дорог. Еще одной причиной могут быть некие демографические процессы в популяции этих хищников.
В России шакалы также колонизируют все новые регионы. Если в двадцатом веке они обитали в основном вдоль побережий Черного и Каспийского морей, то сейчас заселили весь Северный Кавказ и проникли в Ростовскую и Волгоградскую области. В последние десятилетия шакалов все чаще встречают в Воронежской, Саратовской и Оренбургской областях, а иногда и намного севернее — в Ленинградской и Московской областях.
Команда зоологов под руководством Константина Тирронена (Konstantin F. Tirronen) из Института биологии Карельского научного центра РАН описала еще одну находку обыкновенного шакала далеко к северу от основной области распространения. В феврале 2021 года шакал-самец попался в волчий капкан, законно установленный в окрестностях деревни Цимола в Архангельской области. Специалисты, осмотревшие тело зверя, подтвердили, что это не волк, не бродячая собака и не крупная лисица. Судя по окраске, размеру тела и строению черепа, в капкане оказался именно шакал. На это также указал анализ митохондриальной ДНК.
Как именно шакал добрался до деревни, расположенной в зоне северной тайги, пока остается неясным. Тирронен и его соавторы предполагают, что зверь мог следовать двумя путями: с юга через Вологодскую область или с запада через Ленинградскую. Генетический анализ не позволил установить точное происхождение шакала и лишь показал, что его гаплотип близок к гаплотипам, распространенным среди кавказских и европейских популяций.
Многие зоологи предполагают, что шакалы не могут проникнуть в регионы с высоким снежным покровом, холодными зимами, густыми лесами и высокой численностью волков. Однако зимой 2020–2021 года в окрестностях Цимолы выпало много снега, причем он оставался рыхлым, что затрудняло передвижения животных. А средняя температура воздуха в феврале 2021 года здесь была ниже многолетних значений и составила −16,4 градуса. Кроме того, в этом районе постоянно живут волки, причем в последние десятилетия их становится все больше (также здесь встречаются и другие крупные хищники — бурые медведи (Ursus arctos), обыкновенные рыси (Lynx lynx) и росомахи (Gulo gulo)).
Таким образом, обыкновенные шакалы способны выживать даже в неблагоприятном климате, на слабо затронутых сельским хозяйством территориях и в присутствии конкурентов. Возможно, самцу, пойманному в окрестностях Цимолы, помогло соседство с небольшой животноводческой фермой, отходами с которой он мог кормиться. Авторы сомневаются, что шакалам удастся сформировать в таежной зоне полноценную популяцию, поскольку здесь все еще слишком холодно и мало пищи. Тем не менее, как сообщается в поступившем в редакцию N + 1 пресс-релизе Минобрнауки России, уже после находки в Архангельской области сообщения о встречах с этими хищниками пришли из Вологодской области и Республики Коми.
В некоторых регионах России волки остаются многочисленными. Однако кое-где из-за охоты и нехватки добычи они почти исчезли. Например, в Тамбовской области к концу 2020 года осталось всего два волка.
Сергей Коленов
Но неясно, смог ли он его проглотить
Австралийские ботаники-любители Даррен Уильямс (Darren Williams) и Эллиот Бауэрман (Elliot Bowerman) стали свидетелями успешной охоты коврового питона (Morelia spilota) на утконоса (Ornithorhynchus anatinus). Как сообщает The Guardian, в конце прошлой недели Уильямс и Бауэрман искали редкие растения в государственном лесу Мэрис-Крик в Квинсленде. Здесь они заметили примерно двухметрового коврового питона, который лежал на камне около ручья. Змея удерживала в пасти переднюю левую лапу утконоса, все еще частично погруженного в воду под камнем.