Моделирование указало на создание первых рукотворных метеорных потоков в результате тарана зондом DART

Они могут достигнуть Земли и Марса

Астрономы при помощи моделирования определили, что таран зондом DART астероида Диморф мог создать два метеорных потока, которые минимум за семь лет способны достигнуть Марса, Земли и Луны. Они различаются размерами частиц и и точками старта с астероида. Препринт работы доступен на сайте arXiv.org.

Запущенный в космос в 2021 году зонд DART предназначался для первой проверки технологии защиты Земли от опасных тел путем кинетического тарана. Целью был выбран небольшой астероид Диморф, образующий с более крупным астероидом Дидим пару околоземных астероидов. Эксперимент, проведенный осенью 2022 года, оказался успешен, кроме того, ученые определили ряд свойств астероидов.

Группа астрономов во главе с Элоем Пенья-Асенсио (Eloy Peña-Asensio) из Миланского политехнического института решила подробнее разобраться в поведении вещества, выброшенного из кратера с поверхности Диморфа в результате лобового столкновения с DART. Ученые использовали снимки, полученные кубсатом LICIACube, и уже известные физические свойства Диморфа для построения моделей N-тел, включающих в себя три миллиона частиц, разделенных на три группы по размеру (100, 50 и 30 миллиметров). Скорость выброса менялась от 1 до 1000 метров в секунду для основной модели и от 1 до 2 километров в секунду для модели быстрых выбросов. Временной промежуток моделирования составил сто лет.

В предположении эллиптического конуса выброса частиц те из них, которые смогут добраться до сферы Хилла Марса, сделают это за 7-13 лет и будут обладать начальной скоростью больше 400 метров в секунду. Число частиц разных размеров, достигающих сферы Хилла Марса, варьируется от 0,151 до 0,37 процента от общего числа выброшенных частиц. Что касается системы Земля—Луна, то частицам необходима скорость не менее 770 метров в секунду, чтобы добраться до сферы Хилла Земли за семь лет. Это могут сделать 0,23-0,25 процента от общего числа частиц в модели.

К Марсу преимущественно летели более крупные частицы, вылетавшие севернее места тарана, в то время как для Земли частицы были мельче и родом из юго-западной области. Земле эти потенциальные рукотворные метеорные потоки не представляют опасности, однако их нужно учитывать при определении природы наблюдаемых в будущем метеоров в земной атмосфере.

Подробнее о методах планетарной защиты и деталях миссии DART мы рассказывали в материале «Вломи ему, Дарт!».

Валуны на «кучах щебня» оказались похожи друг на друга