Валуны Диморфа ускоренно потрескались из-за смены дня и ночи

Они разрушаются за счет термической усталости

Планетологи обнаружили трещины на валунах астероида Диморф, что стало первым подобным открытием для астероидов S-типа. Они возникли из-за перепадов температуры во время смены дня и ночи, причем горизонтальные трещины способны формироваться в очень короткие по геологическим меркам сроки. Статья опубликована в журнале Nature Communications.

Термическая усталость пород возникает из-за перепадов температуры во время смены условий освещенности Солнцем. Это один из основных процессов космического выветривания, приводящий к растрескиванию и разрушению валунов и образованию реголита, он уже наблюдался на углеродистых астероидах Рюгу и Бенну, Марсе и Луне. Однако в случае астероидов S-типа такое явление еще не наблюдали напрямую, а исследования ограничивались лабораторными экспериментами. Это важно и в контексте планетарной обороны для прогнозирования результатов тарана потенциально опасного астероида телом-ударником, так как трещины в валунах будут уменьшать их расчетную плотность, что может отразиться на моделях, базирующихся на анализе вещества метеоритов-аналогов.

Группа планетологов во главе с Элис Луккетти (Alice Lucchetti) из обсерватории Падуи опубликовала анализ данных наблюдений за трещинами на валунах на астероиде Диморф, образующего с астероидом Дидим двойную систему тел S-типа. Наблюдения вел зонд DART 25-26 сентября 2022 года.

Один из снимков поверхности Диморфа позволил различить объекты размером 5,5 сантиметра, благодаря чему на валунах, попавших на него, стали заметны трещины. Всего было найдено 54 трещины на 30 валунах, разбросанных по площади около 880 квадратных метров. В большинстве случаев валуны обладали одной или двумя трещинами, рекорд принадлежит валуну размером 6,62 метра, на котором было найдено шесть трещин. Большинство трещин относительно прямые, их длина колеблется от 0,43 до 3,14 метра, они пересекают только небольшие участки валунов.

Анализ распределения ориентации трещин относительно севера астероида показал, что они возникли из-за термической усталости, причем процесс протекал не на Дидиме, из вещества которого, как считается, возник Диморф, а на самом Диморфе. Предполагается, что процесс рождения неглубоких горизонтальных трещин протекает гораздо быстрее (около ста тысяч лет), чем процесс формирования трещин в направлении, перпендикулярном к поверхности валуна (порядка миллионов лет). Это согласуется с относительно молодым возрастом Диморфа, который колеблется от 0,09 до 0,3 миллиона лет.

Ранее ученые заметили следы старения под Солнцем валунов на астероиде Бенну.

Скатывающиеся валуны помогли оценить несущую прочность поверхности Дидима