Возможно, они служат для общения, но никаких доказательств этому пока нет
Бразильские складчатогубы оказались способны к флуоресценции. Зоологи обнаружили на задних лапах этих летучих мышей участки, которые светятся ярко-голубым под действием ультрафиолетового излучения. Для сравнения, у живущих с ними по соседству пещерных ночниц такие узоры на лапах отсутствуют. В статье для журнала Mammalian Biology авторы предполагают, что складчатогубы используют светящиеся участки на лапах для визуального общения в сумерках. Однако нет никаких доказательств, что эти летучие мыши или какие-либо другие млекопитающие действительно способны увидеть флуоресцентные метки сородичей в естественной среде обитания.
Несколько лет назад зоологи заметили, что мех североамериканских летяг (Glaucomys) испускает розовое сияние, если посветить на него ультрафиолетовым фонариком. В основе этого процесса лежит флуоресценция — поглощение света с определенной длиной волны и его излучение на большей длине волны, но с меньшей энергией. Хотя летяги не были первыми млекопитающими, у которых обнаружили способность к флуоресценции, это открытие побудило ученых активнее искать похожие примеры среди других представителей класса.
С тех пор выяснилось, что под воздействием ультрафиолета светятся утконосы (Ornithorhynchus anatinus), многие сумчатые и рукокрылые, а также грызуны, например, долгоноги (Pedetes) и садовые сони (Eliomys quercinus). А масштабное исследование, результаты которого были опубликованы в прошлом году, выявило флуоресценцию покровов у 125 видов млекопитающих из 79 семейств и 27 отрядов. У 107 из них под воздействием ультрафиолета светится шерсть, испуская белое, желтое, оранжевое, синее или розовое сияние. Правда, остается неизвестным, есть ли у данной особенности какое-либо приспособительное значение или же это всего лишь побочный эффект структуры или химического состава покровов.
Команда зоологов, которую возглавил Фернандо Гуаль-Суарес (Fernando Gual-Suárez) из Национального автономного университета Мексики, описала еще один пример флуоресценции среди млекопитающих. В течение 2021-2022 годов исследователи поймали в окрестностях города Мехико 24 бразильских складчатогубов (Tadarida brasiliensis) — летучих мышей из семейства бульдоговых (Molossidae). Всех особей отловили с помощью паутинных сетей рядом со зданиями, внутри которых они массово собирались на отдых. В выборку также включили одного представителя вида из штата Коауила и четыре музейных экземпляра.
Все 25 складчатогубов, пойманных Гуалем-Суаресом и его соавторами, продемонстрировали способность к флуоресценции. Гребни из коротких щетинок длиной около 0,5 миллиметра, расположенные на первом и пятом пальцах их задних конечностей, под воздействием ультрафиолетовой лампы производили ярко-голубой свет. Кроме того, голубым светились растущие на каждом пальце и на задней стороне летательной перепонки более длинные волоски длиной от трех до шести миллиметров. При нормальном освещении флуоресцирующие щетинки и волоски складчатогубов выглядели светло-серыми.
На других участках тела складчатогубов ни мех, ни кожа не флуоресцировали. Лишь их когти немного светились под воздействием ультрафиолета. Для сравнения, у музейных экземпляров складчатогубов целиком флуоресцировала кожа, производя тускло-зеленый свет. Авторы также проверили, способны ли к флуоресценции пещерные ночницы (Myotis velifer), обитающие по соседству с бразильскими складчатогубами. Оказалось, что мех и когти этих летучих мышей слабо светятся зеленым под воздействием ультрафиолетовой лампы. Однако их флуоресценция по сравнению со складчатогубами намного менее интенсивная, а на задних конечностях отсутствует характерный узор из светящихся щетинок и волосков.
По словам Гуаля-Суареса и его коллег, это первый случай, когда флуоресценция была выявлена у живых летучих мышей (и первый подобный пример в семействе бульдоговых). Поскольку светящиеся в ультрафиолетовом излучении волоски и щетинки локализованы на конкретных участках на задних конечностях складчатогубов, авторы предполагают, что данная особенность не является побочным эффектом строения или химического состава меха, а играет некую роль в жизни этих летучих мышей. Например, флуоресцентные метки могут служить складчатогубам для визуального общения в сумерках, когда от солнца еще исходит достаточно ультрафиолетового излучения, чтобы сделать их видимыми. Впрочем, следует отметить, что пока нет никаких доказательств, что какие-либо млекопитающие действительно способны заметить флуоресценцию покровов сородичей в природных условиях.
Несколько лет назад зоологи выяснили, что практически все известные амфибии в ответ на воздействие синим светом флуоресцируют зеленым или желтым. Вероятно, это свойство появилось уже на ранних этапах эволюции группы. Однако пока неясно, какие функции оно выполняет.
Еще один шакал добрался до Испании — длина его маршрута составила 1300–1650 километров
Зоологи установили происхождение трех самцов обыкновенного шакала, которые оказались далеко за пределами основного ареала своего вида. Один из них был замечен на севере Норвегии, другого добыли в финской Лапландии, а третий погиб на дороге в Испании. Исследователи выяснили, что норвежский шакал прибыл из стран Балтии или с Кавказа, финский — с запада Среднедунайской низменности, а испанский — с запада Среднедунайской низменности или с побережья Адриатического моря. В общей сложности самцы преодолели от 1300 до 3400 километров. Результаты исследования, опубликованного в статье для журнала Mammalian Biology, демонстрируют выдающиеся способности обыкновенных шакалов к расселению и говорят, что в будущем европейский ареал этого вида, скорее всего, продолжит расширяться.