На средневековых предметах и росписях из Китая нашли желтые краски из растений

Их сделали из гарцинии и китайского бархата

Китайские ученые исследовали желтые пигменты, которые использовались на раннесредневековых памятниках для росписей гробниц или окрашивания фигурок. Химический анализ позволили выявить три редких красителя. Один из них представлял собой минеральный пигмент, изготовленный из ванадинита, а два других — растительные пигменты, сделанные из гарцинии и китайского бархата. Об этом исследователи пишут в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science.

На протяжении долгого времени люди в основном использовали красители, изготовленные на основе минеральных пигментов. Подобные краски, самой известной из которых выступает красная охра, древние художники начали активно использовать еще в каменном веке. Однако по мере приближения к современности постепенно к ним стали добавляться различные краски, сделанные на основе пигментов животного или растительного происхождения. К ним относятся, например, пурпур — самый дорогой и недоступный краситель Древнего мира, который изготавливали из секрета желез морских моллюсков, или кермес — ценный краситель, который делали из высушенных самок червецов.

В разных регионах, разумеется, доступность того или иного сырья, из которого можно изготовить различные краски, была неодинаковой. Чтобы расширить наши представления об этом, Чжао Сыхань (Sihan Zhao) из Чжэцзянского университета совместно со своими китайскими коллегами исследовал желтые краски, которые использовались на нескольких раннесредневековых памятниках. По их словам, в прошлых работах ученые отмечали, что древние и средневековые мастера, работавшие в государствах, которые располагались на территории современного Китая, изготавливали желтые красители как из различных минералов, так и растений.

Они сосредоточили свое внимание на памятниках и находках, располагавшихся вдоль Великого Шелкового пути и относящихся к VI–X векам нашей эры. Среди них оказались росписи из пещер Кизил, окрашенные фигурки из некрополя Астана (оба памятника находятся в Синьцзяне), а также росписи из гробниц памятников Таоцзя и Байянчжай, которые расположены в провинции Шэньси. Образцы из этих объектов ученые проанализировали с помощью ряда методов, включая сканирующую электронную микроскопию и энергодисперсионную рентгеновскую спектроскопию, рентгеновскую флуоресцентную спектроскопию, микро-рамановскую спектроскопию и высокоэффективную жидкостную хроматографию в сочетании с масс-спектрометрией.

На средневековых росписях из провинции Шэньси исследователи обнаружили минеральный краситель желтого цвета, изготовленный из ванадинита (ванадат свинца), который, по-видимому, имел местное происхождение. Ранее его уже выявляли на нескольких древних и средневековых памятниках, расположенных в Китае, самые ранние из которых относятся к последним векам до нашей эры — первым векам нашей эры. За пределами этого региона старейшие свидетельства того, что люди изготавливали желтую краску из ванадинита, относятся ко временам существования государства Сасанидов (224–651 годы нашей эры).

В ряде образцов из памятников Синьцзяна и Шэньси ученые обнаружили пигменты растительного происхождения. В одних случаях средневековые мастера изготовили желтую краску из китайского бархата (Phellodendron chinense). По данным исследователей, это старейший выявленный случай, когда краситель из китайского бархата использовали для создания росписей. Они отметили, что, вероятно, его поставили с Центральных равнин Китая.

Второй пигмент растительного происхождения ученые обнаружили, когда обследовали артефакты из некрополя Астана. По всей видимости, желтую краску с этих предметов изготовили из камеди гарцинии (Garcinia) в сочетании с упомянутым китайским бархатом. По словам исследователей, из письменных источников известно, что как минимум в эпоху Средневековья гарцинию завезли в южную часть современного Китая из Южной или Юго-Восточной Азии в первую очередь для того, чтобы использовать в традиционной медицине. Присутствие красителей на основе этих растительных веществ, по мнению ученых, отражает динамичную торговлю и обмен в ту эпоху по Шелковому пути между различными регионами.

Ранее мы рассказывали о гораздо более древних красках, которыми пользовались охотники-собиратели Камчатки еще 13–12 тысяч лет назад, когда наносили татуировки. В одних случаях люди изготовили их из разноцветных минеральных пигментов с органическими связующими, а в других — добавляли еще и загустители.

Жители Милана употребили листья коки еще в XVII веке